24 января 1961 года Совет министров СССР принял решение о разработке танка с газотурбинным двигателем (ГТД). Так начались работы над первой советской машиной с газотурбинным двигателем — «Объектом 167Т» и её «сердцем» — 700-сильным газотурбинным двигателем ГТД-3Т.
Над реализацией уникального проекта работали специалисты ВНИИ-100 в Ленинграде, ОКБ-29 в Омске, а также завода № 183 в Нижнем Тагиле (ныне «Уралвагонзавод») под руководством легендарного советского конструктора Леонида Карцева.
Уже в октябре 1961 года первый в мире опытный образец танка с ГТД отправился на полигон Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники (НИИБТ).
Как отметил в комментарии RT эксперт в области бронетанковой техники, кандидат военных наук Сергей Суворов, работы по газотурбинной бронированной машине стали значимым этапом в развитии отечественного танкостроения. Прежде всего советские конструкторы стремились создать высокоскоростной танк, способный при необходимости глубоко вклиниваться в оборону противника. Определённое влияние оказали и эксперименты, которые проводились в США.
«В период холодной войны наши специалисты, конечно же, были осведомлены о попытках американцев и их союзников создать танк с газотурбиной силовой установкой. Но их ГТД не отвечали требованиям долговечности и надёжности. К слову, США всё же достигли определённых успехов на этом направлении. Так появился их М1 Abrams, но, на мой взгляд, какие-то выдающиеся боевые и эксплуатационные качества эта машина не получила», — рассказал Суворов.
Как пояснил эксперт, ГТД довольно сильно отличается от классического двигателя внутреннего сгорания (ДВС), работающего на дизельном или бензиновом топливе. В газотурбинной силовой установке вместо поршней и коленчатого вала вращается турбина. Она обеспечивает мощный крутящий момент. Благодаря ему танк получает высокую проходимость и солидную скорость даже в условиях распутицы.
Часть технологических решений при создании ГТД заимствовались из бурно развивавшейся в то время реактивной авиации. По словам Сергея Суворова, в авиадвигателе тяга создаётся за счёт реактивной струи, тогда как в сухопутных газотурбинных моторах крутящий момент с вала турбины передаётся непосредственно на трансмиссию.
