Telegram-канал «Команда Навального»** объявил о запуске бота, который, по заявлениям лидеров ФБК, может помочь сохранить анонимность частным спонсорам.
Бот функционирует таким образом, что с одного аккаунта в сутки можно получить только один адрес биткоин-кошелька, на который просят переводить деньги. И на первый взгляд этот механизм должен работать.
Но на самом сайте ФБК генератор биткоин-кошельков можно использовать неограниченное количество раз. При желании любой пользователь может получить эти адреса, а значит, анонимность жертвователей, если они воспользуются этими же кошельками, оказывается спорной.
Также на russian.rt.com «Нет никаких моральных принципов»: Ходорковскому грозит проверка по статье УК о финансировании терроризмаКак полагает эксперт в области компьютерной безопасности и директор компании Zecurion Алексей Раевский, Telegram-бот усложняет деанонимизацию пользователей биткоин-переводов, но не защищает их полностью. У правоохранительных органов есть методики и инструментарий для установления личностей граждан, которые пользуются криптокошельками.
«В нашем мире ничего абсолютно безопасного нет. Главный вопрос: куда с одноразовых кошельков будут направлены средства? В ряде случаев, если известен итоговый кошелёк, есть определённые технологии, позволяющие отследить всю цепочку транзакций», — рассказал RT Алексей Раевский.
Так, если известен адрес, на котором при помощи компьютерной программы консолидируются все средства с одноразовых биткоин-кошельков, можно отследить путь каждого перевода вплоть до личного кошелька жертвователя. И ФБК скрывает эту информацию от своих сторонников. Напротив, в опубликованной инструкции соратники Навального подчёркивают, что пользоваться другими способами, обеспечивающими анонимность, не нужно.
Примечательно, что анализ данных одноразовых биткоин-кошельков, которые предлагает генератор, показал, что они действительно имеют нулевой баланс. Это означает, что они созданы недавно и никто не переводил на них средства. Между тем запуск Telegram-бота, по мнению опрошенных RT экспертов, связан не с заботой членов команды ФБК о своих сторонниках, а с внутренней борьбой в экстремистском сообществе за контроль над финансовыми потоками.
Также на russian.rt.com «На случай переворота»: зачем Чубайс создал Центр российских исследований и кто его финансируетВ частности, юрист Илья Ремесло полагает, что позиции одного из лидеров команды Навального, Леонида Волкова, внутри ФБК сильно пошатнулись. Его соратники недовольны, что Волков много лет собирает все пожертвования в биткоинах на личный кошелёк и предоставляет недостоверные отчёты о балансе криптовалюты. Ремесло напоминает, что Волкова неоднократно ловили на махинациях с отчётами по биткоинам.
«Идёт борьба за донаты и за то, чтобы распоряжаться итоговой суммой. При Волкове эта деятельность велась очень непрозрачно. Он уже занимался махинациями, и я его разоблачал. Года четыре назад у него уже не сходился баланс на биткоин-кошельке: тогда поступила одна сумма, а он декларировал другую, гораздо меньшую. У других членов ФБК есть подозрения по поводу Волкова», — рассказал RT Илья Ремесло.
Конфликт за лидерство в организации продолжается, убеждён бывший юрист ФБК Виталий Серуканов. Один из новых лидеров, Мария Певчих*, пытается отобрать основные рычаги управления у Леонида Волкова.
«Можно провести аналогию с ситуацией 2023 года, когда Волкова отстраняли от прямого управления. Тогда он отказывался отдавать базы данных по регионам, штабам, списки донаторов, потому что был серьёзный конфликт. Этот конфликт не исчез, и теперь кто-то в ФБК пытается создать новый финансовый инструмент», — рассказал RT Виталий Серуканов.
Раньше все пожертвования в биткоинах стекались на личный кошелёк Леонида Волкова. И он распоряжался ими по своему усмотрению. Он и сейчас собирает на него донаты из-за рубежа, но появление Telegram-бота, по мнению Виталия Серуканова, может лишить его контроля над пожертвованиями из России.
Также на russian.rt.com «Никакого противоречия»: как сотрудник Фонда борьбы с коррупцией покрывал осуждённого за коррупцию родственникаОднако создание Telegram-бота необходимо команде ФБК и для другой, не менее важной, чем финансирование, задачи. Так, на сайте ФБК выложена инструкция, в которой говорится, что жертвователи должны указывать регион, в котором они проживают.
«Казалось бы, какое отношение к безопасности имеет указание региона проживания? Они сами себе противоречат: говорят об анонимности, но пытаются выявить самые активные регионы, которые им жертвуют деньги», — пояснил Илья Ремесло.
По его мнению, эта информация позволит сотрудникам ФБК посчитать количество транзакций и реальных жертвователей, а также даст возможность оценить эффективность и возможный потенциал протестного движения в России по регионам.
Отчёты о проделанной работе — обязательное условие для лидеров команды ФБК, по словам Виталия Серуканова. Им нужно постоянно отправлять доклады своим главным спонсорам и кураторам, чтобы оправдать базовое финансирование.
«У них сейчас большие проблемы с базами данных. Их бывшие сторонники им не отвечают: они или уехали из России, или не хотят с ФБК контактировать. Для ФБК ключевая задача — найти новых сторонников и наблюдателей на будущих выборах, в том числе региональных», — уточняет Серуканов.
По его словам, важнейшая задача ФБК в рамках проекта — получить контакты человека, затем внести его в базы данных и отчитаться перед кураторами, что сторонников и наблюдателей в России много.
«Им надо постоянно отчитываться, что работа с российскими гражданами идёт», — заключил эксперт.
Между тем зарубежные кураторы могли потерять доверие к Волкову в финансовых и организационных вопросах, полагают политологи. Одной из причин является то, что в верхушке экстремистской организации давно идёт борьба между Волковым, Певчих и Юлией Навальной*.
В любом случае (для каких бы целей ни собирались деньги) граждане России согласно статье 282.3 УК РФ несут уголовную ответственность за финансирование экстремистских сообществ. Адвокат, правозащитник Аркадий Погосян пояснил RT, что форма и способ пожертвования не имеют значения, если был совершён денежный перевод (или другой вид поддержки), адресатом которого в итоге стало экстремистское сообщество.
«Законодатели подходят к этому вопросу весьма дифференцированно. В законе предусмотрены различные наказания — от штрафа и принудительных работ до лишения свободы. До восьми лет — по первой части. А если преступление совершено с использованием своего служебного положения, то до десяти лет», — рассказал RT Аркадий Погосян.
При этом способы финансирования, подлежащие уголовному наказанию, могут быть самыми разнообразными: от обычного перевода денег до оплаты аренды или покупки техники и обмундирования для экстремистского сообщества. Даже участие в финансовых марафонах, в результате которых средства получают экстремисты, незаконно, подчеркнул Погосян.
* Физлица, признанные иностранными агентами.
** Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) включён в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Организация признана экстремистской, её деятельность запрещена в РФ.