— Как развивалась сфера военных БПЛА в 2024 году? Какие итоги можно подвести?
— Главным событием 2024 года я бы назвал тектонические подвижки в вопросах взаимодействия Минобороны, государственной «военки» с так называемым народным ОПК. В России наконец-то зародился механизм прямых закупок БПЛА и других изделий у частных организаций, работающих на нужды фронта.
Это крайне важно, потому что частных разработчиков дронов невозможно вписать в тендеры и сделки по системе Гособоронзаказа. Несмотря на это, теперь госкорпорации и Минобороны могут без проблем закупать продукцию народного ОПК. Частники и волонтёрские объединения выходят из изоляции. Такая перемена придаст мощный стимул технологическому развитию России. Почему я в этом так уверен?
Уже давно источниками технологических новаций являются небольшие инженерные коллективы, которые получают поддержку государства или инвестиции крупного бизнеса. В контексте СВО такими технологическими стартапами являются небольшие КБ и производственные площадки по выпуску дронов, различного радиоэлектронного оборудования, средств связи. Они максимально приближены к фронту, оперативно реагируют на запросы бойцов, но имеют скудную ресурсную базу. Многие проекты осуществляются не на коммерческой основе и лишены перспектив какого-либо масштабирования.