40 лет назад начались первые испытания новейшей на тот момент авиационной тактической ракеты Х-59 «Овод» класса «воздух-земля» на сверхзвуковом истребителе-бомбардировщике Су-17М4.
Как пояснил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, испытания способствовали раскрытию боевого потенциала как боеприпаса, так и самого самолёта. По его словам, Су-17М4 был выбран в качестве перспективного носителя по причине совместимости с «Оводом».
«Х-59 — одна из первых советских высокоточных ракет воздушного базирования. Её носитель Су-17М4 являлся самым современным самолётом семейства Су-17, которое широко эксплуатировалось в советских ВВС в период холодной войны. Данный тип самолётов регулярно получал новые боеприпасы. Поэтому военные приняли закономерное решение опробовать Овод» на Су-17М4», — рассказал Леонков.
Испытания Х-59 на этом самолёте успешно завершились в 1984 году. По их итогам «Овод» был рекомендован для оснащения истребителей-бомбардировщиков ВВС СССР. В этом же году разработчики — специалисты МКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка (подмосковная Дубна) — получили государственную премию за создание ракеты.
Как заявил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, испытания, стартовавшие 28 сентября 1983 года, были важны для оценки боевых возможностей и эксплуатационных особенностей Х-59.
Разработка Х-59 началась в 1970-х годах. Данный проект осуществлялся с целью расширения линейки высокоточных авиационных боеприпасов.
Причиной ускоренной модернизации стоявших на вооружении образцов стало стремительное развитие систем ПВО-ПРО и систем средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) западных государств.
Как отметил Корнев, новейшие зенитные ракетные комплексы (ЗРК) типа Patriot, разработанные в 1970-х годах, позволяли поражать советскую авиатехнику и обеспечивали высокий уровень защиты от многих типов ракетного вооружения.
«Разработка Х-59 была призвана не допустить господства натовских средств ПВО. Инженеры МКБ «Радуга» трезво подошли к оценке имевшихся авиационных ракет с целью повышения таких показателей, как дальность, скрытность, точность и помехозащищённость. Главной задачей конструкторов в Х-59 стал поиск идеального баланса между скоростью ракеты, её малозаметностью и точностью», — подчеркнул Корнев.