Жертвами терактов в Дагестане стали 20 человек. «Погибли два гражданина, исповедующие православие, остальные — мусульмане, причем большинство из них, это 15 человек, — сотрудники полиции», — сказал глава республики Сергей Меликов в беседе с журналистами.
Меликов отметил, что семьям погибших выплатят по миллиону рублей за счёт средств благотворительного фонда. 46 пострадавших получат «материальную помощь в размере до 500 тыс. рублей», добавил глава региона.
Напомним, 23 июня несколько групп террористов напали на православные храмы и синагоги в Дербенте и Махачкале, атаковали пост ДПС. Боевики оказали ожесточённое сопротивление, но были ликвидированы. Управление республиканского СКР возбудило уголовное дело по статье о совершении теракта.
Одной из первых жертв террористов стал православный священник, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Дербенте. По предварительным данным, около 18 часов боевики, вооружённые автоматами, ворвались на территорию храма, где в этот момент только что закончилась служба в честь праздника Святой Троицы. В этот момент в церкви находились служители и около 40 прихожан.
Священник храма Михаил Логов рассказал RT, что вместе с женой и детьми находился в одном из зданий на территории храма, когда услышал автоматные очереди.
«Мы уже отслужили службу к этому времени. Я успел запереть дверь, но тут ко мне постучались мужчина с дочерью-подростком, попросили укрыться, и я открыл. Мы легли, детей спрятал. Он [мужчина] начал набирать «112». В какой-то момент один из террористов — их, кажется, было двое — стал дёргать дверь, за которой мы прятались. Но не смог открыть, поэтому ушёл в сам храм», — рассказал Логов.
Боевики подожгли в церкви аналой, а затем скрылись. Пламя удалось быстро потушить Логову и другим очевидцам. Уже после этого Михаил узнал, что его тесть, 66-летний настоятель Николай Котельников, убит. Террористы расстреляли мужчину на глазах его жены.
«Матушка Валентина рассказала, что террорист зашёл к ним в дом [на территории храма] и начал целиться в неё, но тут в комнату зашёл отец Николай. Боевик выстрелил в него, потом снова направил автомат на матушку, та лишь сказала вслух: «Господи, помилуй!». И почему-то террорист после этого не стал стрелять, а убежал на второй этаж. Бог уберёг», — вспоминает Михаил Логов.
Отец Николай Котельников служил в дербентском храме 45 лет. Лишь в последние два года из-за пережитого инсульта он перестал вести службы.
Как выяснил RT, убитый священник стал прототипом для одной из фигур памятника дружбе религий в Дербенте: за столом сидят три скульптуры раввина, имама и православного священника. После трагедии жители города несут к памятнику цветы и свечи.
В результате поджога здание выгорело изнутри, пламя уничтожило свитки Торы, которые используют для молитв в праздники и Шаббат. Президент Федерации еврейских общин раввин Александр Борода в беседе с RT сообщил, что на изготовление одного такого свитка уходит не меньше года.
«Именно наличие свитков Торы и наличие постоянного кворума для молитвы превращает помещение в синагогу. Несмотря на потери, мы благодарим Всевышнего за то, что во время теракта в синагогах не было большого скопления людей. Это помогло избежать массовых жертв вопреки серьёзности и масштабу теракта», — сказал он.
По предварительным данным, группы террористов хорошо подготовились к нападениям и координировали свои действия: почти одновременно с атаками в Дербенте другие боевики открыли стрельбу в Махачкале.
Был атакован Свято-Успенский кафедральный собор, где на праздничное богослужение собрались верующие. 19 человек успели забаррикадироваться в церкви. Жертвой террористов стал 40-летний охранник Михаил, который в момент атаки закрывал двери, чтобы помочь людям спрятаться.
Священник храма Павел Каликин рассказал RT, что говорил с Михаилом прямо перед его гибелью.
«Мы к тому моменту уже получили первые сообщения о нападении на церковь в Дербенте. Я поехал туда, и в дороге подумал, что у нас [в соборе] тоже может что-то такое случиться. Вскоре мне позвонил Миша, говорит: «Отец Павел, я закрываю двери, они здесь». Он снаружи закрывал двери храма, а террористы уже были на территории. Ну и всё, и Мишки не стало», — сказал священник.
По его словам, Михаил работал в храме последние 10 лет, был прихожанином церкви. У мужчины остались престарелые родители и сестра.
В то же время группа боевиков напала на пост ДПС в Махачкале на улице Ермошкина, а затем подожгла синагогу, которая находится рядом. В результате нападения погиб инспектор полка ДПС Хабиб Алиев.
«Он был ранен, и мужчина открыл калитку двора и говорил ему забегать во двор. Но Хабиб сказал, что должен помочь товарищам и увести гражданских с улицы. Его добили выстрелом в затылок. Его родители и я пытались дозвониться ему, но он уже не отвечал», — рассказал RT дядя погибшего.
Хабиб Алиев мечтал поступить в военное училище в Москве, но не прошёл конкурс. Тогда мужчина пошёл в морскую пехоту, где прослужил два года по контракту. После этого он устроился в батальон ГАИ. В этом году Хабиб планировал жениться.
В результате контртеррористической операции правоохранители нейтрализовали шесть боевиков, сообщил глава Дагестана. Жертвами террористов стали 15 правоохранителей.
Полицейский Султан, участвовавший в КТО, рассказал RT, что террористы убили на его глазах коллегу в Махачкале, а ему самому выстрелили в спину.
«[Боевики] стали отходить, потому что были нами зажаты с двух сторон. Когда уже к ним стали подходить ближе, на моих глазах был убит коллега. Я сам получил осколочное ранение от гранаты, которую кинули террористы, и потом ещё пулю в спину», — сказал мужчина.
Одной из жертв боевиков стал 31-летний лейтенант Виталий Мезенцев, который месяц назад приехал в Дагестан из Тюмени в составе временной опергруппы. Дома у мужчины остались жена и двое маленьких детей. Двое коллег Мезенцева из Тюмени были ранены.
24 июня контртеррористическая операция в республике завершилась. В Национальном антитеррористическом комитете отметили, что правоохранители будут выявлять пособников террористов и участников спящих радикальных ячеек.
В Дагестане объявили трёхдневный траур по погибшим.