Юрий Айзеншпис родился 15 июля 1945 года. Его мать Мария родом из Белоруссии, в начале войны она примкнула к партизанскому отряду. Шмиль Айзеншпис — польский еврей, бежавший в СССР от нацистов, ветеран ВОВ, дошёл до Берлина. С будущим мужем Мария познакомилась в 1944 году на Белорусском вокзале, их первенец появился на свет в Челябинске, где мать была в эвакуации.
В 1961 году Юрий с родителями и младшей сестрой Фаиной переехал в Москву. В школьные годы Айзеншпис увлекался спортом: занимался гандболом, лёгкой атлетикой и волейболом. «В школе меня окружали спортсмены, которые в будущем стали чемпионами Союза, чемпионами Олимпийских игр. Я рос среди них, горжусь, что многих знал, был вместе на сборах. Но в 17 лет из-за травмы я выбыл из большого спорта», — вспоминал впоследствии он.
После школы Юрий поступил в Московский экономико-статистический институт. Ещё в студенчестве он основал, по его словам, первую в стране рок-группу «Сокол» и начал заниматься организацией концертов.
«Зная мою активность и организаторский талант, друзья назначили меня кем-то вроде импресарио. Для всех нас дело было новое, неизведанное, и мы походили на слепых котят», — рассказывал Айзеншпис.
Параллельно Юрий торговал зарубежными пластинками и занимался другими сомнительными с точки зрения советского законодательства способами заработка. «Занимаясь куплей-продажей музыкальных дисков, я почувствовал вкус к деньгам и красивой жизни. Потом последовали джинсы, аппаратура, меха. Потом — золото и валюта. Именно в 1965 году я впервые увидел и пощупал американские доллары», — писал он в книге «Зажигающий звёзды. Записки пионера шоу-бизнеса».
«Самая трудоёмкая работа состояла в приобретении максимально возможного количества валюты. И этим делом я занимался постоянно, денно и нощно. Фарцовщики скупали мне валюту по всему городу. До десятка таксистов привозили мне свою валютную выручку, поставляли «зелень» даже валютные проститутки, или путаны».
7 января 1970 года Айзеншпис был задержан за нарушение валютных операций и спекуляцию в особо крупных размерах и осуждён на десять лет. Вышел из тюрьмы условно-досрочно, в мае 1977 года. «А через несколько недель провернул крупную операцию по купле-продаже 50 тыс. фальшивых долларов. Сел ещё на семь лет», — вспоминал он.
«Между прочим, сейчас за свободное предпринимательство не судят. А тогда… Когда я занимался валютными операциями и всем тем, что сейчас называется обычным бизнесом, я не осознавал никакой опасности. Приобретение товаров народного потребления за иностранную валюту — сейчас же это стало нормой жизни», — рассказывал продюсер.
