МОСКВА, 2 июн — РИА Новости, Сергей Проскурин. Почти сто лет понадобилось ученым, чтобы идентифицировать артефакты из древнего города.
Такие предметы археологи видели впервые, а об их предназначении оставалось только гадать. Но, кажется, теперь специалисты нашли ответ.
Детский сад, да и толькоВ 1930-х датский археолог Харальд Ингхольт отправился на раскопки в Хаму. Результаты экспедиции были довольно удачные.
Среди бесчисленных находок было несколько довольно странных предметов разной степени сохранности. Ничего подобного раньше ученые не видели.
Внешне артефакты имели форму луковицы и более всего напоминали лабораторную реторту: вытянутое узкое горлышко соединялось с шарообразной емкостью. На стенках — выведенные охрой геометрические узоры.
А размер диковинок не превышал четырех-шести сантиметров.Сперва Ингхольт подумал, что имеет дело с обычной посудой.
Однако горловина была настолько узкой, что жидкость попадала внутрь, а обратно — нет. Затем ученый предположил, что это ритуальная принадлежность: быть может, "луковицы" использовали в качестве кадильниц для воскурения благовоний.
Тоже не сработало — гранулы смолы никак не засыпать в сосуд, не сломав горлышко.На третьей попытке исследователь сдался.
Никаких идей! И оставил решение головоломки потомкам. Те оказались настойчивее.
Археолог Метте Хальд из Национального музея Дании с коллегами провела настоящее историческое расследование. И решила ребус.
"Один из сотрудников заметил: предметы из Хамы очень похожи на те, что хранятся в музее Дамаска. И тамошние экспонаты идентифицированы как детские игрушки.
Поскольку я специализируюсь на бытовой стороне жизни в Древней Сирии, я решила проверить эту гипотезу", — рассказала журналистам Хальд.Во-первых, она добилась у сотрудников музея разрешения изучить "луковицы".
Оказалось, внутри некоторых все еще есть мелкие камешки. Скорее всего, их помещали туда на стадии лепки.
Затем запаивали ручку, обжигали поделку и — вручали ребенку на забаву. Звук, к слову, для детского уха был совсем не раздражающий.
Кроме того, команда Метте Хальд обратила внимание: большинство погремушек датировано 2500-2000 годами до н. э.
А найдены они были в районах с плотной застройкой и узкими улочками. Вероятно, в жилом квартале.
"Большинство зданий здесь — жилые помещения. Можно с уверенностью предполагать в Хаме рост населения в это время.
И, разумеется, повышение рождаемости. Мы часто упускаем из виду мир детства, однако он может многое нам рассказать", — заключила археолог.
Многогранный вопросВ науке нередки случаи, когда подобные мелочи ставят знатоков в тупик. Пару лет назад археологи-любители провели раскопки близ деревушки Нортон-Дисней (Линкольншир, Англия).
Данные георадаров показали: под местным фермерским полем есть обширная полость. Сперва предполагали, что это древнеримский могильник (их в Англии немало).
Шли недели, но ничего интересного не попадалось. Лишь под конец экспедиции один из участников наткнулся на что-то странное.
"Предмет из медного сплава: 75 процентов меди, семь — олова и восемнадцать — свинца. Его общая высота — восемь сантиметров, ширина — 8,6, а вес — 254 грамма", — значилось в опубликованной по результатам исследования статье.
Додекаэдр — полый двенадцатигранник. На каждой стороне у него — круглые отверстия разного диаметра.
А на углах — маленькие шарики. За последние пару столетий в Северной Европе и Британии нашли более сотни подобных.
Тот, что из Нортон-Диснея, как и его "сородичи", залегал в слоях приблизительно I-V веков. Местное население, кельты и франки, в то время находились на низком уровне развития, так что не могли создать такой шедевр литья и кузнечного дела.
Выходит, смастерили его латиняне. Именно под властью Римской империи находился в первые века нашей эры современный Туманный Альбион.
Но для чего служил такой многогранник? Первая версия гласит, что его использовали для игры в кости. Правда, эксперимент показал: из-за разницы в диаметрах отверстий одна сторона тяжелее других, а значит, выпадать будет гораздо чаще.
Такое приспособление — находка для мошенников, но не для честных людей. Другая гипотеза — додекаэдр был подсвечником: благодаря шарикам на гранях он довольно устойчив.
Но только на одном артефакте нашли следы воска.Наконец, третья версия: угольники — это допотопные сельскохозяйственные календари.
Действительно, в разные сезоны солнечный свет проходит через отверстия под разным углом. В ходе эксперимента ученые даже вычислили с помощью странного "девайса" дни летнего и зимнего солнцестояния.
Но под силу ли древним земледельцам (пусть даже просвещенным римлянам) произвести такие расчеты? Кроме того, на додекаэдрах нет следов износа — явного признака употребления сельскохозяйственных инструментов.Профессор истории Тибор Грюль из Печского университета (Венгрия) проштудировал все данные о многогранниках.
И пришел к выводу: их могли использовать для гадания. Это занятие в Риме очень любили.
Остается один вопрос — у какого бога древние вымаливали хороший урожай и пытались узнать будущее? Ведь в империи почитали всех — от "олимпийцев" до персидского Митры.Последнее, что они слышалиБывали случаи куда более жуткие.
В 1999-м в ходе раскопок в ацтекском Тлателолько ученые наткнулись на идеально сохранившийся могильник. Останки юноши, что покоился там, явно говорили: несчастного принесли в жертву (голова отсечена, на ребрах — следы от ударов, рядом лежал обсидиановый топорик).
В руке усопший держал странную фигурку из глины. Она напоминала свисток в виде человеческого черепа — то ли погребальный амулет, то ли украшение.
В последующие полтора десятилетия таких вещиц откопали великое множество. Причем все — в могилах и святилищах.
Старая академическая байка гласит: один архивариус как-то решил дунуть в такой свисток и… ужаснулся. Звук был настолько резкий и страшный, что он поскорее спрятал игрушку куда подальше.
Лишь в прошлом году антропологи из Цюрихского университета отважились проверить, правда это или нет.Они сделали несколько весьма точных копий и пригласили добровольцев.
Нацепили на них электроды для энцефалограммы и попросили рассказывать об ощущениях при прослушивании "некой аудиозаписи" (никого, разумеется, не предупредили, что будет звучать). По окончании эксперимента подавляющее большинство говорило о "чем-то необычном и неприятном".
"Их страх был настолько сильным, что заставлял забыть обо всем на свете", — значилось в отчете исследования. Аппаратура в этот момент фиксировала схожие характеристики в мозговой активности.
Версию о том, что свистки могли использовать в бою для устрашения, сразу отмели. Резкий звук действовал бы одинаково негативно как на чужих, так и на своих.
Историк древних музыкальных инструментов Арнд Адже Бот обратил внимание: свист аутентичных фигурок, в отличие от копий, более всего напоминает шум ветра.В мифологии ацтеков покровителем этой стихии считался Эхекатль.
Именно неподалеку от его святилищ и нашли большинство таких "игрушек". Кроме того, этот небожитель выполнял функции повелителя мертвых.
Так что с наибольшей вероятностью индейцы использовали свистки во время кровавых ритуалов. Для чего? Либо чтобы отогнать в этот момент всякую нечисть, либо чтобы хоть как-то отвлечь несчастную жертву.
Правды теперь уже никто не узнает.