В свой последний полет воздушное судно отправилось 16 сентября. Рейс был незарегистрированным. Вертолет принадлежал золотодобывающей компании "Хэргу". Среди погибших - ее 50-летний директор Микаел Арутюнян, 40-летний сотрудник Шерам Товмасян и пилот Юрий Барабаш.
После того, как был получен сигнал аварийного радиомаяка и с вертолетом не удалось связаться, на поиски направились две поисковые группы от предприятия - восемь человек и две единицы техники.
На следующий день, 17 сентября, к операции присоединились спасатели Амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности из города Зеи. Таким образом в поисках были задействованы 20 человек и семь единиц техники - вездеходы, а также вертолет Ми-8Т. Именно с него и обнаружили разрушенный Robinson. Точно там, откуда был подан аварийный сигнал, - в труднодоступной болотистой местности примерно в 100 километрах от города Зея, неподалеку от поселков Береговой и Кировский. Когда первые двое спасателей спустились на землю, то обнаружили, что при крушении никто не выжил.
"Расследованием катастрофы займется Межгосударственный авиационный комитет (МАК) с участием Дальневосточного МТУ Росавиации. Расследование будет вестись в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации. Ключевая цель расследования - установление причин катастрофы и принятие мер по их предотвращению в будущем", - заявил официальный представитель Росавиации Артем Кореняко.
Следственные органы Восточного МСУТ СК России расследуют уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил движения и эксплуатации воздушного судна). Об этом сообщила старший помощник руководителя Восточного МСУТ СК России по информационному взаимодействию с общественностью и СМИ Наталья Харченко. По ее словам, на место происшествия выехала следственно-оперативная группа. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил руководителю Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Алексею Александрову доложить о первоначальных результатах следствия
Это уже вторая за последние месяцы авиакатастрофа вертолета Robinson R66 только на севере Амурской области. 20 июня подобная трагедия в Тындинском районе унесла жизни четырех человек: пилота и трех сотрудников лесоперерабатывающей компании. Расследование той катастрофы еще ведется, уголовное дело в производстве, причины аварии еще не озвучены.
По данным Межгосударственного авиационного комитета, в России за 2024 год с Robinson R66 произошли только эти две катастрофы. Плюс в соседней с Приамурьем Якутии в июле разбился ближайший "родственник" Robinson R44 II, погибли четыре человека. В том же месяце на Камчатке вблизи вулкана Малый Семячик. Вертолет Robinson (какой конкретно модели - не уточнялось) опрокинулся на бок. В этом случае, к счастью, никто не пострадал: на борту находился только пилот, который после жесткой посадки сам выбрался из воздушного судна и нашел работавших поблизости геологов. В прошлом году Robinson R44 разбился на Сахалине - двое погибших. А в Вологодской области катастрофа такого вертолета унесла жизнь одного человека.
Комментарий- Всегда рассматриваются три основные версии авиапроисшествия: техническая неисправность, ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия. Поэтому давайте не спешить. Специалисты разберутся. Давайте о другом. Никогда не бывает катастрофы по одной причине. Нужно говорить об ошибках системы в целом. Как явных, так и скрытых.
Да, может отказать техника. Поэтому ее разработчики руководствуются специальными нормами летной годности. Что известно о "вертушке"? Robinson R66 - легкий вертолет, часто используемый в частных и коммерческих целях, включая перевозки и осмотр территорий. Одна из проблем западной техники в том, что она "не умеет прощать". Даже минимальных нарушений или отклонений от правил летной и технической эксплуатации. Вообще вертолеты очень чувствительны к конструктивно-производственным недостаткам и ошибкам пилотирования.
Важнейший вопрос: наземные службы были уведомлены о данном полете? К сожалению, это одно из самых частых нарушений, которые допускаются при полетах вертолетов. За примером далеко ходить не надо. Так, 12 июня с.г. в Свердловской области упал Robinson R44. Летели командир и пассажир. Вертолет получил повреждения, но люди, к счастью, остались живы. По информации МАК, полет выполнялся без плана, разрешения и уведомления. Отсутствует сертификат летной годности машины.
К сожалению, ЧП с вертолетами на Дальнем Востоке случаются нередко. Напомню: 31 августа на Камчатке разбился Ми-8Т "Витязь-аэро". Погибли 22 человека. А три года назад в результате столкновения с препятствием на Ми-8Т той же авиакомпании в районе кордона Озерный Курильского озера погибли восемь человек из шестнадцати на борту... Нет идеально надежной техники. Могут ошибиться и пилоты. Но есть мировое золотое правило для командира: знай, где находишься, где следует находиться, где находится земля и препятствия. Приведу пример из личного опыта. В 1990 году группа самолетов Федерации любителей авиации СССР выполнила полет на самолетах Як-18 Т по маршруту Тушино - Сиэтл - Тушино. Половина маршрута проходила над горами. Не было штурманов, GPS и ГЛОНАСС. Зато было жесткое требование руководителя перелета перед каждым вылетом о соблюдении этого золотого правила. Поэтому мы вернулись целы и невредимы.
Часто смотрят на возраст машины. Так вот это абсолютно не тот показатель: критерий для авиатехники - летная годность. В нынешнем году ЧП с R66 уже, как минимум, вышедшее за десятку авиапроисшествие с вертолетами в России: катастрофы унесли свыше тридцати жизней.
Российская газета - Федеральный выпуск: №209(9451)Аварии и катастрофыАмурская областьВ регионах