История с участием трех родственников началась летом. Часть каникул Илья Пичугин решил провести вместе с отцом. Его родители в разводе, но мама не стала препятствовать. В июле сын улетел в Улан-Удэ. Спустя месяц Илья позвонил матери в Красноярск и рассказал, что они с отцом собираются отправиться на Дальний Восток, чтобы увидеть красоты Шантарских островов в Охотском море. Парень грезил о китах.
Михаил Пичугин - брат Сергея - вахтовик. Он работал на Сахалине, а в свободное время выходил в море на рыбалку, поэтому и пригласил брата с племянником на край Земли. Мужчины - опытные рыбаки, охотники. К поездке они подготовились основательно: заранее купили пятиметровую надувную лодку "Байкат 470", рассчитанную на шестерых. Катамараном управлял Михаил, у него были права судоводителя.
4 августа из сахалинского порта Москальво путешественники ушли на Шантарские острова, а затем на материк в район мыса Перовского, чтобы 9 августа вернуться на север Сахалина. С собой у них была теплая одежда, небольшой запас еды и воды. Расстояние от мыса Перовского в Николаевском районе Хабаровского края до порта Москальво, что в Охинском районе Сахалинской области, лодка должна была преодолеть за несколько часов. Но в конечную точку путешественники так и не прибыли.
Поиски были масштабные. Работали спасатели трех регионов. Задействовали авиацию - вертолет Ми-8, а также самолет МЧС. Поисковая операция не дала результатов. По данным ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, за все время было осмотрено около 184 тысяч квадратных километров водной поверхности и около девяти тысяч километров прибрежной черты, включая бухты и заливы по обеим сторонам Татарского пролива. Была надежда, что судно выбросило на берег, но были и версии, что лодка опрокинулась и затонула. Как оказалось, искать нужно было не у берега.
Вечером 14 октября катамаран обнаружили в Охотском море в 20 километрах от села Усть-Хайрюзово Камчатского края - почти в 1000 километрах от севера Сахалина, куда направлялись туристы. Катамаран в темноте заметили рыбаки. По удачному стечению обстоятельств сейнер проходил мимо лодки. Сначала экипаж "Ангела" решил, что на экране радара отметка буя или мелкого мусора. В лодке был обессилевший изможденный бородатый мужчина в теплой одежде и спасжилете, а также два бездыханных тела. Из троих выжил только Михаил Пичугин.
По удачному стечению обстоятельств сейнер "Ангел" проходил мимо лодки. В ней был обессилевший изможденный бородатый мужчина в теплой одеждеНа видео, снятом рыбаками, в лодке полно вещей, на маленькой мачте болтается красный "флаг" из рюкзака. Подвесной мотор находится в поднятом положении. В Дальневосточной транспортной прокуратуре "РГ" рассказали, что, по признанию Пичугина, судно потеряло ход из-за поломки подвесного мотора. Более двух месяцев оно было отдано на волю ветра, волн и течений. И в итоге оказалось далеко на северо-востоке.
- В момент эвакуации спасенный находился в шоковом состоянии, однако сохранял ясное сознание, логически мыслил и излагал, - уточнили в надзорном ведомстве. За время плавания мужчина похудел почти в два раза - сбросил 50 килограммов. "Ангел" доставил его, а также тела погибших в Магадан. Там Михаила госпитализировали в областную больницу.
Инфографика "РГ" / из открытых источниковКомментарийИгорь Ольховский, известный дальневосточный путешественник:
- Главную ошибку Пичугиных вижу в том, что у них не было с собой спутникового телефона. Их бы быстро нашли и эвакуировали.
Когда сломался мотор, они должны были идти на веслах. Вспоминаю, как во время моей первой экспедиции мы 750 километров прошли на веслах, несмотря на течение. Вообще случай с катамараном со всех сторон странный. Как он мог попасть на Камчатку, если в Охотском море преобладает северо-западный (встречный) ветер, а течение в этом районе приливное - четыре часа в одну сторону и столько же в обратную? Интересно также узнать, что человеку помогло выжить без еды и без запасов воды. Говорят, что у них было всего 20 литров. А еще в Охотском море даже на пике лета условия очень суровые.
Эта четверка была популярнее ливерпульского квартета. О парнях с Дальнего Востока писали и говорили по всему миру. В январе 1960 года в штормовую погоду самоходная баржа Т-36, стоявшая на разгрузке на Курильских островах, попала в центр мощного циклона. Ее унесло в море.
На борту были младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов. 49 суток провели они в открытом море. У них с собой были буханка хлеба, банка тушенки, немного крупы и картошки, да несколько пачек "Беломора". "Их эпическое мужество потрясло мир. Они не только солдаты Советской армии, эти четыре парня. Они также солдаты человечества", - сказал американский писатель Альберт Кан.
Подготовил Андрей Полынский
Российская газета - Федеральный выпуск: №233(9475)Несчастные случаи