...На кладбище в деревне Гостицы Сланцевского района Ленобласти родственники и коллеги хоронят 46-летнюю Олесю Р. Женщина, работавшая диспетчером транспортного предприятия, стала одной из жертв массового отравления суррогатным алкоголем. Вместе с ней скончался гражданский муж, водитель-дальнобойщик. Точную картину случившегося установит следствие.
По версии родных, поздним вечером пара отмечала возвращение мужчины из рейса. На столе была водка, кто ее принес - неизвестно. Утром мужчину и женщину нашли мертвыми. В том же доме умерли и другие люди.
- Пишут всякую чушь про нее, что якобы она пила, - говорят пришедшие проститься с Олесей коллеги. - Она была очень хорошим человеком, добрая, отзывчивая, ответственный работник, никаких нареканий. Просто так сложилось. У нее деньги были всегда. Вся в золоте, разодета. Это была обеспеченная семья, они ни в чем не нуждались. Особенно в спиртных напитках такого "качества".
- Вы считаете, что произошла трагическая случайность?
- Да! Только так!
В конце сентября случайность стала для Гостиц страшной закономерностью. Именно в этой деревне, пригороде райцентра Сланцы на юго-западе Ленобласти, были зафиксированы первые и самые многочисленные жертвы.
От окраины райцентра до деревни, растянувшейся вдоль левого берега реки Плюсса, всего пять минут пути по хорошей дороге. Если бы не указатель, то даже не заметили бы, что уже приехали. Деревня является административным центром сельского поселения, в котором еще шесть населенных пунктов, и выглядит прилично.
В центре Гостиц - массив панельных пятиэтажек, где все как в городе: тротуары, остановки, детские площадки, магазины, пункты выдачи заказов. Есть в деревне стадион, культурный центр, несколько пляжей. А до Сланцев каждый час ходит автобус. Благоустроенное жилье в свое время здесь построили сельскохозяйственные, ремонтные и торфодобывающие предприятия для своих работников. Сегодня здесь живут в основном пенсионеры и их давно выросшие дети. Как рассказали нам в администрации поселения, молодежи здесь мало - рабочих мест в Гостицах практически нет. Кому-то удалось найти работу на цементных заводах в Сланцах, другие устроились на крупные предприятия в Кингисеппе и Усть-Луге, работают вахтовым методом, многие уехали в Петербург...
В центре Гостиц - массив панельных пятиэтажек, где все как в городе: тротуары, остановки, детские площадки, магазины, пункты выдачи заказов. Фото: Святослав Акимов / "РГ"Местные жители в один голос уверяют, что случившееся стало для них шоком. При этом все наши собеседники, как выяснялось в ходе разговора, знают, где и кто торгует суррогатным алкоголем и запрещенными препаратами, называют конкретные адреса. Говорят, что "люди постоянно жалуются". Но ни один не признался в том, что лично хотя бы раз написал заявление в полицию или администрацию Гостицкого поселения.
Глава администрации Полина Корнева подтвердила, что жалоб от жителей на нелегальную торговлю алкоголем к ним не поступало. "На протяжении уже более 10 лет не было ни одного обращения граждан, ни устного, ни письменного - мы подняли архивы. На собраниях (жителей. - Прим. "РГ") эти темы тоже не выяснялись", - говорит она.
По ее словам, не жаловались люди на эту проблему ни участковому на приемах, ни прокурору района. В личных разговорах с жителями Корнева выяснила, что они все-таки сообщали о торговцах спиртным - лет 20 назад. Кого-то тогда оштрафовали, но в целом ситуация не изменилась, и люди махнули рукой. Неужели всех все устраивало?
- У нас вообще мало алкоголиков. Все нормальные люди живут. Покупают в магазинах. Ну, были такие, которые ходили по "нехорошим квартирам", но их единицы, - говорит бывший продавец, а ныне пенсионерка Алла.
- Вы считаете, что это "естественный отбор"?
- Нет, я не считаю, но они выбрали такой образ жизни. Мне очень жалко, что так получилось. Но я бы туда никогда не пошла.
- Среди ваших знакомых есть пострадавшие?
- Нет. Но мы все их знали в лицо.
Первым фигурантом уголовного дела о причинении смерти по неосторожности двум и более лицам стал 79-летний житель Гостиц Николай Б. Местные, говоря о нем, зовут по кличке - "Боец". Сегодня он находится под стражей, ему грозит до 10 лет лишения свободы. Бывший водитель сельхозтехники, он жил вместе с женой-пенсионеркой в одной из этих пятиэтажек в трех минутах от офиса администрации.
По версии следствия, в сентябре мужчина приобрел у сообщницы из Сланцев алкогольную продукцию, содержавшую метиловый спирт, разлил смесь по бутылкам и реализовал местным жителям. Этим промыслом пенсионер занимался давно и практически безнаказанно.
В материалах Сланцевского городского суда нашлось только одно постановление от апреля 2020 года, согласно которому Николай Б. осуществлял незаконную розничную продажу спиртосодержащей продукции по цене 100 рублей за 0,5 литра.
Разведенный тогда спирт был этиловым, никто не пострадал, а торговец получил административный штраф в размере всего двух тысяч рублей. Столь легкое наказание объясняется тем, что его действия переквалифицировали с части 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ (штраф до 50 тысяч рублей) на статью 14.2 (штраф до 2000 рублей). Не доказали, что реализованная пенсионером спиртосодержащая жидкость предназначалась для питья. Очевидно, что эта история никак не повлияла на его бизнес, приносивший стабильный доход. По словам местных, в этом году он брал 150 рублей за пол-литра, тогда как розничная цена на легальную водку такого объема сейчас не может быть менее 349 рублей. Экономия 200 рублей на бутылке для многих закончилась смертью.
Родственники и коллеги хоронят 46-летнюю Олесю Р. Женщина, работавшая диспетчером транспортного предприятия, стала одной из жертв массового отравления суррогатным алкоголем. Фото: Святослав Акимов / "РГ"- Нормальный дом. Хорошо жили, - говорит Алла о семье бутлегера.
- Хорошо жили, потому что торговали?
- Конечно! Обеспеченная семья, все нормально, хорошая квартира...
- А раньше в Гостицах были такие случаи?
- Нет! Это из ряда вон... У нас очень спокойная деревня, у нас не страшно ночами ходить, нет ни убийств, ни драк.
- А есть у людей средства купить легальный алкоголь?
- Конечно! Тут у каждого машины в Гостицах, дачи такие строят... Не, ребята, просто не надо пить!
Направляемся во двор дома, где жил "Боец". Все здешние старушки ежедневно видели заходящих в подъезд посторонних людей. Но хлопот окружающим они не доставляли, вели себя тихо, поэтому никто не вмешивался в чужие дела.
- Сколько лет продавали, покупали, никто не жаловался. Но и никто не умирал, - говорит сидящая на лавочке баба Валя преклонных лет. Она тоже считает случившееся стечением обстоятельств. - Значит, ему такое дали. Он сам не пробовал никогда, он непьющий человек.
В окнах квартиры трезвенника - стеклопакеты, чистые тюлевые занавески, бутоны красных цветов в горшках. Заходим в подъезд, без домофона. Добротные металлические двери. Никаких признаков алкоголя или людей, им злоупотребляющих. В одной из квартир откликаются на наш звонок.
- Ходили сюда постоянно, но я не знал зачем. Не могу за всех ответить. Ну, предполагали. А может, они руки мыли? - улыбаясь, говорит отказавшийся представиться сосед, лет 55-ти. - Ну, теперь-то известно... Но насильно сюда никого не таскали.
- От соседей были неудобства?
- Нет, обычные пенсионеры. Никакого дискомфорта от них я не испытывал. Здоровались. В силу возраста ничего общего у меня с ними не было.
- А вам не предлагали ничего купить?
- Ну раз я с вами разговариваю, значит, я туда не ходил. Мне в дверь никто не стучался.
- А участкового вы здесь не видели?
- Участковый пару раз приходил, когда у нас тут бомж поселился. Может, и еще приходил, но я об этом не знаю. До этого случая все у нас было спокойно.
На главной улице деревни заходим в алкомаркет крупной федеральной сети. В разгар рабочего дня покупателей мы там не застали. Ассортимент не хуже, чем в Петербурге, самая дешевая водка - всего на 10 рублей дороже минимально разрешенной цены. Продавцы уверены, что "черные бутлегеры" им не конкуренты, поскольку у них другая целевая аудитория: "Если человек не работает и пьет лет 20 подряд, ну какой ему магазин? И то, что алкоголь с 11 (часов. - Прим. "РГ") у нас теперь продают, это тоже никак не повлияло. Нормальные люди к нам как ходили, так и ходят".
Продавец имеет в виду вступившие в силу в Ленобласти с 1 сентября 2025 года новые правила реализации спиртосодержащей продукции. Время торговли алкоголем сократилось на два часа. Его продажа теперь запрещена с 22:00 до 11:00, а ранее запрет действовал только до 9 часов утра. Нормальным людям, конечно, все равно, но "нормальность" у всех своя.
Нервно прогуливающийся напротив алкомаркета 65-летний мужчина не готов однозначно ответить на вопрос о причинах трагедии в Гостицах. Он охотно рассуждает о том, как "распустили народ" в перестройку и в 90-х, как сегодня беспрепятственно продают самогонные аппараты, а штрафы за продажу суррогата действительно смехотворны. Может, пьют оттого, что нечем заняться? Но здесь у всех огороды, с ними всегда полно забот, а в окрестностях - ягоды, грибы, рыбалка. Может, суррогат пьют из-за низких пенсий и зарплат? Есть такое, денег не хватает, но если не пить каждый день, то на легальную водку найдется. А вот на вопрос об ограничениях продажи мужчина вдруг взрывается: "Ты что, не знаешь, как иногда трясет по утрам, когда нужно выпить? А магазин до 11 теперь закрыт!" И тут мы осознаем, что перед нами один из тех, кому в этот раз повезло не купить у "Бойца".
В администрации поселения "РГ" сообщили, что, несмотря на экстраординарную ситуацию и вереницу смертей, к ним за помощью никто из местных жителей пока не обращался. Тем временем на деревенском кладбище похоронили Олесю. Она имела легальный заработок, жилье, достаток в доме, любимого мужчину и много друзей. Завершив прощание с подругой, они обступили корреспондентов "РГ".
По их мнению, главной причиной трагедии являются бездействие местной полиции и слишком мягкие наказания для бутлегеров и наркоторговцев.
- Все знают, где эти точки, но мер никаких не принимают. Сколько жалоб от людей, но никак не реагируют, - говорит одна из женщин и называет конкретные адреса предполагаемых торговцев смертью на улице Ленина. - В наших группах многие об этом пишут, даже видео снимают! И тишина!
В ответ на замечание о том, что полиции нужны не посты в соцсетях, а конкретные заявления от граждан, другая женщина парирует:
- Но в полиции говорят: "А вы их за руку ловили?"
По словам Полины Корневой, у администрации нет полномочий по фиксации точек нелегального сбыта алкоголя. И участковый тоже не может просто так зайти кому-то в дом.
"Может быть, на федеральном уровне дать больше полномочий участковым. И поддержу наших жителей, что надо ужесточать наказание. А некоторые даже штрафы не платят, потому что их вычесть не могут, если нет официальных заработков. Может быть, за второе нарушение нужна уже уголовная ответственность?" - высказала чиновница свое личное мнение.
Но пока идут разговоры, число жертв трагедии растет. По последним данным, ими стали уже 38 человек. И вероятно, эти цифры далеко не окончательные...
КриминалСледствиеОбществоЛенинградская областьВ регионахМассовое отравление суррогатным алкоголем в ЛенобластиРГ-ФотоРГ-Видео