Правительство поддержало законопроект, который разработал глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. Изменения предлагается внести в Уголовный кодекс РФ. Кабинет министров просит дополнительно обосновать закрепление нижнего порогового значения обязательных работ за неуважение к суду. Согласно действующему законодательству, за совершение данного преступление грозит до 480 часов обязательных работ. В законопроекте предлагается сохранить максимальный размер этого вида наказания, установив при этом минимальный порог в 360 часов.
Согласно законопроекту, по сообщению ТАСС, штраф за неуважение к суду предлагается повысить до 500 тыс. рублей (сегодня - до 80 тыс. рублей). Кроме того, за такое преступление может грозить лишение свободы на срок до одного года, сейчас за это предусмотрен только арест. Кроме того, согласно законопроекту, за оскорбление судей, присяжных или других лиц, участвующих в отправлении правосудия, штраф может быть повышен с действующих сегодня 200 тыс. рублей до 700 тыс. рублей. Совершившим такое преступление также может грозить лишение свободы на срок до двух лет.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков по поводу нового законопроекта сказал, что «власть на должна быть свободной от критики, но критику надо отличать от оскорблений».
Российский адвокат, директор Московской коллегии адвокатов «Липцер, Ставицкая и партнеры» Дмитрий Аграновский считает:
- Есть статья 319 Уголовного кодекса, где прописаны штрафы, и довольно приличные: от 40 тысяч рублей и выше. А какая необходимость вводить туда еще и лишение свободы, совершенно не понятно. На мой взгляд, на сегодня статья такая есть, она вполне достаточная и охватывает в том числе и оскорбления в Интернете, потому что не важно, где они и как высказаны. Имеющегося регулирования достаточно и совершенно не понятно, что сейчас произошло такого, что необходимо эту статью модернизировать каким-то образом. На сегодняшний день есть такая тенденция – перегружать наше законодательство репрессивными мерами. Лишать за оскорбление свободы?! Мы же боремся за то, чтобы разгружать следственные изоляторы и колонии. Постоянно об этом отчитываемся, и есть успехи в этом направлении. Совершенно непонятно, зачем за такого вида составы правонарушений добавлять санкции в виде лишения свободы? Мы ввели ответственность за дискредитацию вооруженных сил, или за фейки в отношении армии – это действительно статьи, которые были вызваны жизненной необходимостью. Наша жизнь изменилась, это было понятно всем, и соответствующая пояснительная записка была обоснована. А вот что изменилось с оскорблениями именно сейчас? Любые изменения законодательства должны рождаться жизнью, какими-то потребностями. Но на сегодняшний день в данном сегменте ничего не изменилось ни в худшую, ни в лучшую сторону. У нас не стали чиновников больше подвергать травле, или они не стали хуже работать, чтобы к ним так изменилось отношение. Необходимость ужесточения санкций не вызвана жизнью, и она взята как-то произвольно.
В 2017 году депутат ГД Алексей Нечаев (фракция «Новые люди») предложил отменить уголовную ответственность за оскорбление депутатов любого уровня. Он заявил, что иногда предложения депутатов трудно комментировать без оскорблений. И предложил коллегам по Госдуме начать с себя – а людям дать больше свободы?
- Это достаточно популистская мера. На самом деле представители власти должны иметь некое особое уважение. В данном случае именно как представители власти. Вообще, эти статьи существуют очень давно в уголовных кодексах разных стран. Значит, они выстраданы жизнью. Первоначально эта статья имела отношение к сотрудникам милиции, которые сталкивались с эмоционально несдержанными гражданами и получали львиную долю оскорблений. Но, поскольку чиновники и депутаты тоже представители власти, они тоже попадали под эту статью. Это происходило факультативно. В целом, в основном эта статья защищает сотрудников правоохранительных органов. Поэтому убирать эту статью совсем, мне кажется, не целесообразно. Потому что представитель власти должен каким-то образом выделяться из общей массы именно как представитель власти. А выделять какие-то категории, например, чиновников и депутатов убирать, а оставить только сотрудников полиции – это сразу статью усложнит. Другое дело, что сейчас статья адекватная, а сажать за это, по-видимому, не стоит. А вот применение насилия к представителям власти предусматривает достаточно серьезные санкции, и это правильно, потому что это другая степень вовлечения в ситуацию.