Вот что британская газета The Times написала о разговоре своего журналиста с Йенсом Столтенбергом: «Он отверг предупреждение Путина о том, что использование ракеты станет «красной чертой», после которой Россия окажется в «состоянии войны» с НАТО. А вот и дословная цитата Столтенберга о Путине: « Он уже много раз объявлял « красные линии», но не шел на эскалацию, также имея в виду непосредственное вовлечение в конфликт союзников по НАТО». А раз так, то по мнению без пяти минут бывшего генерального секретаря НАТО, прозвучавшее на прошлой неделе необычно конкретное предостережение Владимира Путина можно с полным спокойствием игнорировать.
Логика в принципе понятна. В начале ХХ века будущий президент США Теодор Рузвельт любил в разных формах повторять: « Говори мягко, но носи с собой большую дубинку и ты далеко пойдешь!» Не буду комментировать размер «большой дубинки» России. Но многие наши чиновники считают, что говорить надо не «мягко», а громко — и как можно более забористо. Заглянем в телеграмм-канал одного бывшего президента и премьера России. Там вот уже который месяц ( поправка: вот уже который год) проклятья, угрозы и ругательства в режиме нон-стоп. И это вкупе с тем обстоятельством, что после пересечения Западом некоторых обозначенных Москвой «красных линий» ничего особенно страшного для НАТО не произошло, рождает понятный скепсис по отношению к риторике некоторых российских официальных лиц.
Но логика Столтенберга — это «логика» игры в русскую рулетку. Типа на этот раз пуля оказалась холостой. Давайте попробуем еще и еще! Ведь в прошлый раз все получилось — значит, и в этот раз получится! В том-то и дело, что один из «следующих шагов» может оказаться, так сказать, «нетипичным». И после этого возможности «отвернуть назад» либо будут отсутствовать как таковые, либо будут очень ограниченными.
Академик РАН Алексей Арбатов заявил в ходе интервью на этой неделе о продвигаемом на Западе мнении о том, что «в боевых действиях можно и дальше раздвигать рамки дозволенного, а Россия ядерное оружие не применит. Это очень серьезное заблуждение. В какой-то момент ядерное оружие будет использовано, несмотря на риск эскалации и всеобщей катастрофы». Одновременно Алексей Арбатов обрушился на тех «экспертов» в нашей стране, кто продвигает не менее опасную и не менее иллюзорную позицию: « В тоже время в Москве сложилось активное политическое и экспертное лобби поклонников ядерного оружия. Его представители утверждают, что если мы избирательно применим ядерное оружие, то большой войны не последует. Запад испугается и скажет: «Извините, я больше не буду».
По мнению Алексея Арбатова, вместо «извинений» будет полная потеря контроля над ходом событий — и стороны НАТО, и со стороны России. Разумеется, никто точно не знает, как все будет на самом деле. Любые прогнозы на этот счет являются чисто умозрительными. Но в этом-то все и дело: не надо переводить эту ситуацию из умозрительной сферы в плоскость практической политики. Многое из того, о чем говорилось во времена Горбачева, сейчас полностью дискредитировано. Но к тезису о смертельной опасности и категорической недопустимости ядерной войны это совершенно не относится. К ядерному оружию нельзя относится легкомысленно. Это смертельно опасно — причем для всех.
Неужели Столтенберг этого не понимает? Думаю, что понимает — но считает при этом, что Кремль блефует и пытается запугать Запад. Но это тоже позиция, основанная на чисто умозрительных логических конструкциях, на убежденности уходящего генерального секретаря НАТО в том, что на самом деле в Кремле думают именно так, а не иначе. Даже не знаю, чего в такой позиции больше: легкомысленности, безответственности или интеллектуального высокомерия. Всего понемножку, наверное. Но суть, разумеется, не в этом. Суть в том, что Запад и Россия одинаково заинтересованы в том, чтобы их конфронтация была контролируемой. Я уже недавно цитировал знаменитое изречение о том, что « все честно в любви, и на войне». Но применительно к ядерному оружию этот афоризм не работает. Здесь надо быть бдительным, бдительным и еще раз бдительным. И бдительность в данном случае подразумевает серьезное и ответственное отношение к «красным линиям» противника. И то, что вместо этого уходящий генсек НАТО демонстрирует «ковбойский стиль», изумляет и пугает почти в равной степени.