- Если США пойдут на разморозку российских активов, это будет прецедент. Но даже если это сделают Штаты, ЕС это не подтолкнет к разморозке активов, - уверен Алексей Громыко.
Историк напомнил, что в периоды обеих мировых войн встречались случаи иммобилизации государственных активов. Однако случаев их конфискации не было ни в Первую мировую, ни в годы Великой Отечественной войны.
Ранее помощник президента России Юрий Ушаков сообщил журналистам, что Москва в ходе переговоров с американской стороной, которые прошли в ночь с 22 на 23 января, выразила готовность направить 1 млрд долларов в Совет мира по Газе. При этом деньги должны быть выделены из состава российских активов, замороженных в США администрацией Джо Байдена.
Ранее Владимир Путин на совещании с членами Совбеза заявил о возможности направления части замороженных на Западе активов на восстановление территорий в зоне СВО.
- Замороженные в Европе активы будут долгой и тягучей темой, - считает Алексей Громыко, - В мирном договоре – если до него дойдет, - может быть прописано предложение России об использовании этих денег в том числе на восстановление территорий. Другой дело, что Россия может иметь в виду те земли, которые вошли в состав нашей страны.
Что касается предложения Москвы по использованию миллиарда долларов из замороженных российских активов в качестве взноса в Совет мира, то надежд на реализацию этого сценария мало, полагает директор Института Европы РАН.
- Дальше мы посмотрим, насколько американцы воспользуются этим предложением. Надежды не так много, поскольку США достаточно быстро после захвата танкера «Маринера» заявили о готовности освободить двух российских моряков. А оказалось, что прошло несколько недель, а они как были, так и находятся под арестом в США. Так что верить на слово сейчас абсолютно невозможно, - заявил ученый.
Он также выразил сомнение в жизнеспособности Совета мира как структуры, которая будет обладать реальными рычагами для размерения международных конфликтов.
- В этом смысле Совет мира – тупиковый проект, больше для пиара. Дай бог, что он сыграет роль в восстановлении Сектора Газа. Но в целом, как альтернатива ООН или реально работающая международная организация по урегулированию кризисов – из этого ничего не выйдет.
В этом плане есть понимание, с одной стороны, что лезть в этот совет нет никакого смысла, можно лишь подмочить свою репутацию – и это понимание есть не только в России и Китае, но и в странах Европы, - заключил Громыко.