Его позиция также воплощает принцип “Америка превыше всего”, заключающийся в использовании силы США для неуклонного отстаивания узких национальных интересов, даже путем принуждения небольших союзных держав, отмечает CNN.
Размышления Трампа о расторжении договора о Панамском канале особенно ярко демонстрируют озабоченность новой администрации вторжением иностранных держав в Западное полушарие. Эта проблема не нова — она была постоянной темой в американской истории, начиная с доктрины Монро в 1820-х годах, когда европейские колонизаторы представляли угрозу. Проблема сохранялась и во время страхов холодной войны перед коммунистическими странами. В нынешних условиях источниками страха стали Россия, Китай и Иран.
Между тем вера Трампа в то, что Соединенные Штаты должны безраздельно властвовать в своей собственной сфере влияния, также является важным намеком на то, как он может управлять ключевыми глобальными горячими точками, включая конфликт на Украине и, возможно, даже конфликт из-за Тайваня, отмечает CNN.
Но его неоколониализм 21-го века представляет собой огромный риск и, похоже, неизбежно столкнется с международным правом. И Трамп может подорвать мощь Америки, разрушив альянсы, создававшиеся поколениями, и оттолкнув ее друзей.
Трамп подлил масла в огонь в напряженном мире, с трепетом ожидающем его второго президентского срока, во вторник, когда репортер спросил его, может ли он исключить применение силы для возвращения Панамского канала или захвата стратегически важной Гренландии.
“Я не собираюсь брать на себя обязательства по этому поводу, нет, - сказал Трамп в Мар-а-Лаго. – Возможно, вам придется что-то предпринять”.
Канадцы с облегчением узнали, что избранный президент США не будет перебрасывать 82-ю воздушно-десантную бригаду через 49-ю параллель. Он сказал, что применит только экономическую силу, чтобы аннексировать страну на севере и сделать ее 51-м штатом.
Как это часто бывало с Трампом, его угрозы сопровождались смесью злобы и озорства, констатирует CNN. И был характерный элемент фарса, когда сын избранного президента, Дональд-младший, летел на семейном "Боинге" в Гренландию, а на панели управления кабины сидел болван с головой его отца. “Сделаем Гренландию снова великой!” - написал избранный президент в социальной сети Truth незадолго до того, как его сын приземлился.
Маловероятно, что Трамп добьется желаемого с Канадой, Панамой или Гренландией, прогнозирует CNN. Таким образом, его стратегия может быть направлена на получение более выгодных сделок для США — возможно, скидки для американских судов, проходящих транзитом по ключевому водному пути между Атлантическим и Тихим океанами, расширение доступа Америки к редкоземельным минералам в Гренландии и морским путям, открывшимся в результате таяния полярных льдов, а также новая торговая сделка с Канадой, которая может преимущество американских производителей. Трамп наверняка изобразил бы любую из этих мер как крупную победу, которой мог добиться только он, даже если в конечном итоге они окажутся скорее косметическими, как его первый президентский пакт между США, Мексикой и Канадой.
Но угрозы Трампа конкретизируют одно из его внешнеполитических обоснований: каждая страна должна агрессивно добиваться своих целей в одностороннем порядке таким образом, который неизбежно принесет пользу сильным и богатым странам, таким как Соединенные Штаты.
“Как президент, я отверг неудачные подходы прошлого и с гордостью ставлю Америку на первое место, точно так же, как вы должны ставить на первое место свои страны. Все в порядке — это то, что вы должны делать”, - заявил Трамп на Генеральной Ассамблее ООН в 2020 году.
Это доктрина, основанная на жизни, в которой Трамп старался всегда быть самым агрессивным человеком в любой ситуации в погоне за “победой” над более слабыми противниками. Это объясняет его замечание о том, что Дания должна передать Гренландию, самоуправляющееся образование внутри своего королевства, потому что это важно для безопасности США. Если нет, то, по словам Трампа, “я бы ввел тарифы для Дании на очень высоком уровне”.
Избранный президент также охарактеризовал решение США передать Панамский канал в 1999 году в соответствии с договором, подписанным Джимми Картером, как глупость, которая растратила преимущества американской мощи. Он лживо утверждал, что американские суда подвергаются дискриминации в отношении платы за транзит и что водным путем управляет Китай, а не Панама. (Принадлежащие Пекину фирмы действительно управляют некоторыми портами в Панаме, утверждает CNN). “Мы отдали Панаме Панамский канал. Мы не передавали его Китаю, и они злоупотребили этим”, - сказал Трамп незадолго до того, как тело Картера прибыло в Вашингтон перед государственными похоронами в четверг.
Жесткий подход Трампа также объясняет, почему он не видит особой разницы между союзниками и противниками США. Например, во вторник он пожаловался, что Канада, ближайший географический друг Америки, пользуется защитой США и, следовательно, должна быть штатом, а не отдельной страной. Такая точка зрения противоречит либеральному порядку, возглавляемому США, который рассматривает альянсы как инвестиции, которые умножают мощь Америки и защищают демократию и свободу, отмечает CNN.
Отправка войск для захвата Панамского канала или Гренландии может противоречить предупреждениям Трампа в ходе предвыборной кампании о том, что США должны избегать новых иностранных конфликтов. Но это является примером идеологии “Америка превыше всего”. Уход от старого света во время второго президентского срока Трампа может быть заменен “континентализмом”, который может “вытеснить глобализм”, утверждал Хэл Брэндс, профессор глобальных проблем в Школе передовых международных исследований Джона Хопкинса, в мае прошлого года в журнале Foreign Affairs.
Это обновило бы доктрину, обнародованную президентом Джеймсом Монро в 1823 году, к которой президент Теодор Рузвельт позже добавил вывод о том, что Соединенные Штаты должны защищать жизнь и собственность в странах Латинской Америки.
В то время как Трамп вызвал всеобщий ужас своей риторикой о новом Панамском канале, он впервые провел более жесткую линию на заднем дворе Америки во время своего первого президентского срока. “Здесь, в Западном полушарии, мы привержены сохранению нашей независимости от посягательств экспансионистских иностранных держав”, - заявил Трамп на Генеральной Ассамблее ООН в 2018 году. “Официальной политикой нашей страны со времен президента Монро было то, что мы отвергаем вмешательство иностранных государств в этом полушарии и в наши собственные дела”.
Его политика привела к расколу с администрацией Обамы, что согласуется с негативной политикой Трампа. В 2013 году тогдашний госсекретарь Джон Керри заявил Организации американских государств: “Эра доктрины Монро закончилась”.
Перезагрузка Монро в 21 веке нацелена на Китай, Россию, Иран и их партнерства в таких странах, как Венесуэла, Боливия, Никарагуа и Куба, отмечает CNN.
Марко Рубио — неожиданный кандидат на пост госсекретаря в администрации Трампа, учитывая его традиционалистские взгляды на внешнюю политику, — придерживается того же мнения, что и его новый босс по вопросам западного полушария. Сенатор от Флориды заявил на слушаниях в Комитете по международным отношениям в 2022 году, что Китай оказывает экономическое влияние таким образом, что это наносит ущерб региональным экономикам и способствует развитию картелей, которые экспортируют фентанил и насилие через границы США. “Они делают это, потому что знают, что хаос в Латинской Америке и Карибском бассейне серьезно навредит нам, дестабилизирует нас, которых они считают своим главным соперником”, - сказал Рубио. “Мы просто не можем позволить Коммунистической партии Китая расширить свое влияние и включить Латинскую Америку и Карибский бассейн в свой частный политико-экономический блок”.
Экспансионистское видение Трампа отражает его абсолютную уверенность в себе в преддверии его второго президентского срока, который он полон решимости использовать для того, чтобы оставить заметный след в глобальной роли Америки, определяющий эпоху.
Во вторник Трамп заявил, что понимает опасения президента России Владимира Путина по поводу того, что Украина может вступить в НАТО. “У России есть кто-то прямо на пороге, и я могу понять их чувства по этому поводу”, - сказал избранный президент США.
Напыщенность Трампа может радовать его сторонников. Но многие иностранцы считают это высокомерием. Попытка захватить Панамский канал была бы расценена как геополитическое пиратство. Вторжение в Гренландию стало бы насмешкой над международным правом.
А премьер-министр Канады Джастин Трюдо, чья и без того обреченная карьера потерпела окончательный удар из-за тарифных угроз Трампа, во вторник высмеял планы Трампа в отношении Великого Белого Севера. “Нет ни малейшего шанса на то, что Канада станет частью Соединенных Штатов”, - написал он на платформе X.
Такая реакция показывает обратную сторону подхода Трампа. Его травля друзей Америки может оттолкнуть от нее целые народы. Некоторые эксперты по внешней политике опасаются, что угрозы и давление Америки в Латинской Америке могут на самом деле сблизить страны с Китаем. А оскорбления по поводу того, что Канаде, как 51-му штату, будет жить лучше, скорее всего, настроят местное общественное мнение против нового президента США и затруднят следующему премьер-министру заключение с ним сделок.
Пренебрежение Трампа к патриотизму других народов также может подорвать самые прочные дружеские отношения с Америкой, считает CNN. Не говоря уже о том, что это может напугать целые народы. “Большинство жителей Гренландии считают, что это довольно пугающе и довольно некомфортно, что США неуважительным образом демонстрируют, что они хотели бы купить Гренландию или контролировать Гренландию”, - сказала член датского парламента и жительница Гренландии Айя Хемниц корреспонденту CNN.