Смертная казнь, прием в вузы и дисциплина в школах: Путин провел встречу с членами Совета по правам человека

Владимир Путин в своем вступительном слове перечислил главные темы, которыми должны заниматься российские правозащитники.

Фото: kremlin.ru

Владимир Путин в своем вступительном слове перечислил главные темы, которыми должны заниматься российские правозащитники. Это в первую очередь социальные вопросы — право на жилье, труд, отдых, качественное образование и медобслуживание, достойную зарплату и пенсию. По словам президента, социальное направление в течение многих лет является ведущим в деятельности СПЧ, с 2022 года к нему присоединилась помощь участникам СВО и членам их семей, а также жителям территорий, находящихся под обстрелами ВСУ. «Вы всегда на стороне правды, на стороне человека и гражданина. В русском языке есть прекрасное слово «заступничество». Оно в полной мере относится и к вашей деятельности», — заявил Путин, отметив, что многие предложения правозащитников уже нашли отражение в управленческих решениях. Он отметил высокий уровень развития гражданского общества в РФ и призвал «всемерно поощрять участие людей в деятельности НКО». Для этого власти готовы «сделать регулирование некоммерческого сектора еще более современным и удобным».

Глава СПЧ Валерий Фадеев, воспользовавшись высокими оценками главы государства, поспешил от имени всех правозащитников внести новое предложение: при приеме в вузы учитывать не только результаты ЕГЭ по профильным предметам, но и средний балл по так называемым ценностным дисциплинам. Он обратил внимание, что только 3% выпускников сдают ЕГЭ по географии, 8% — по литературе и 13% — по истории. А остальные не уделяют этим дисциплинам должного внимания. В итоге большинство молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не смогли правильно ответить на такие элементарные вопросы, как «Куда впадает Волга?» и «Кого убил Чичиков?» По мнению Фадеева, «нужна некая интегральная оценка знаний, средний балл» по всему спектру предметов, который бы учитывался при поступлении. «Согласен полностью», — отреагировал Путин, отметив, что такие предметы, как история, география и литература, формируют наш культурный код. «Надо обратить на это внимание... Нужно, чтобы у нас у всех, включая детей, был понятный и ясный ответ на вопросы подобного рода».

Фадеев также рассказал президенту о законодательной инициативе не принимать детей мигрантов, не знающих русский язык, в школы, которая «находится в стадии принятия» в Госдуме. По его словам, СПЧ «всегда поддерживал такую политику»,

но надо задуматься, что дальше будет с этими детьми, не будут ли они вовлечены в криминал? Однако Владимир Путин этот вопрос не прокомментировал.

Правозащитник Алексей Мельников в своем выступлении поднял тему, которая регулярно звучит на заседаниях СПЧ, — о гуманизации уголовного законодательства и сверхлимитной загруженности СИЗО. Он предложил более широко применять к обвиняемым по нетяжким статьям альтернативные меры пресечения — домашний арест, подписку о невыезде или выпуск под залог. Это позволило бы не только разгрузить изоляторы, но и сэкономить значительные средства — в месяц на каждого заключенного государство тратит 37 тыс. руб. Однако Владимир Путин с сомнением отнесся к этой идее: «откупиться» через внесение залога, по его мнению, смогут только богатые люди, а все остальные будут сидеть. Но в целом «тюремное население» должно сокращаться, а условия содержания в СИЗО становиться лучше, согласился президент.

Обозреватель «МК» Ева Меркачева в этой связи упомянула о механизме поручительства, который мог бы посодействовать разгрузке СИЗО. «Порука уходит корнями в наши традиции», — напомнила она. Меркачева также высказалась за более широкое использование судов присяжных, отличающихся большим гуманизмом, и посетовала, что сейчас они рассматривают меньше 1% дел. «Я тоже сторонник расширения применения этого института», — отреагировал Путин, который, как известно, по образованию профессиональный юрист. Однако президент усомнился в том, что присяжные смогут эффективно работать и выносить «правосудные решения» в некоторых субъектах. Кроме того, им тоже свойственно ошибаться — в качестве примера Путин привел оправдание террористки Веры Засулич за убийство градоначальника Петербурга Трепова. «Расширение применения суда присяжных должно соответствовать реальной ситуации и готовности нашего общества», — подытожил ВВП, пообещав, что Россия «обязательно будет двигаться в этом направлении». Вместе с тем президент дал понять, что и сегодня российская система правосудия остается весьма гуманной. «Мы живем в таких реалиях — проведение СВО. И не вводим смертной казни вообще. Хотя, как вы знаете, у нас значительное число граждан и политических деятелей все время поднимает этот вопрос», — напомнил он.

Тематика СВО на заседании СПЧ поднималась еще несколько раз. Глава Комитета семей воинов Отечества Юлия Белехова предложила, чтобы при подписании контракта (а те, кто уже на фронте, во время отпуска) сдавали ДНК-материалы. Это, по ее словам, позволит решить ряд проблем, которые возникают, если боец пропал без вести. «Обязательно поручу соответствующим структурам. Это такие вещи тонкие (установление отцовства и т.д. — «МК»), но они защищают интересы наших ребят», — поддержал президент. Более частный вопрос касался выселения из служебного жилья семей участников СВО — правозащитники предложили запретить ведомствам предпринимать подобные действия до реализации их прав на приобретение своего жилья. «Не вижу никакой большой нагрузки для тех учреждений, где такие вопросы будут возникать», — также согласился ВВП. А вот информация военкора Александра Коца о том, что людей с линии соприкосновения переселяют в пункты временного размещения (ПВР), которые выглядят хуже, чем подвалы, в которых они скрывались от обстрелов, Путина явно расстроила. «Мы обязательно с этим разберемся», — заверил он.

Источник: Московский комсомолец

Полная версия