Напомним, первые сообщения о наступлении «последней надежды» ВСУ, как в народе назвали попытки киевского режима взять реванш на поле боя, стали появляться еще осенью. Поводом для беспокойства стали загадочные «телодвижения» противника. Например, наши разведчики обратили внимание на то, что в Сумскую область должны были прибыть порядка 13 тыс. человек. Но, группировка вдруг «растворилась» где-то в тылу.
Кроме того, в конце осени в открытых источниках стали активно появляться кадры с переброской различной бронетехники из Европы на Украину. В частности, в Румынии видели американские БМП «Брэдли», в Германии – шведские гусеничные бронетранспортеры, а в Польше немецкие боевые машины пехоты и «Леопарды».
В середине декабря из Дании в Польшу перелетели три истребителя F-16, предназначенные для Украины. Таким образом, у противника, с учетом предыдущих поставок самолетов, есть, как минимум, эскадрилья, которую он бережет для какого-то особенного случая.
Враг также накапливает западные дальнобойные ракеты. Несмотря на то, что время от времени прилетает по нашим территориям, расход этих ракет считается небольшим. Все это наталкивает на мысль, что ВСУ серьезно готовятся к наступлению.
В том, что противник вскоре снова попытается показать зубы, уверен и военный обозреватель Алексей Суконкин:
- Сейчас мы ожидаем от ВСУ так называемый новогодний удар. У противника где-то «зависли» порядка шести бригад, может быть больше, которых нет на фронте, но они скоро появятся. Очевидно, это будет последнее, что Зеленский сможет предложить перед переговорами, к которым его, скорее всего, будет принуждать новая американская администрация.
- Когда может начаться это новогоднее наступление? 1 января?
- «Новогоднее наступление» - это условное обозначение. Оно может оказаться «предновогодним», может - «рождественским». Но противник вот-вот должен его начать. Например, в пятницу, 20 декабря, были сообщения о том, что они на Запорожском направлении где-то попёрли... Но до сих пор непонятно, это основное наступление или отвлекающий удар.
- Какое, вообще, пространство для маневра есть у противника?
- У них есть три варианта — это Херсонское, Запорожское и Курско-Белгородское направления. Очевидно, что Белгородское направление для них более выгодное, потому что оно даёт им козыри в переговорном процессе. Херсонское и Запорожское направления предполагают выход украинских войск к Крыму. Но это нереально в настоящий момент, потому что там наша оборона еще с прошлого года очень хорошо подготовлена и они просто не дойдут, это невозможно никак.
Поэтому, там, на Крымском направлении, вероятнее всего, будет отвлекающий, сковывающий удар. А основной все-таки они будут наносить из Черниговской и Сумской областей.
- Если мы видим скопление войск, почему мы не можем нанести тот же ракетно-бомбовый удар?
- Новый опыт получаем не только мы, но и противник. Сейчас боевой устав, который действовал до 2022 года, без слез читать невозможно. Но при этом находятся командиры, которые стараются его как догму использовать. Хотя в нём написано, что это только рекомендации, которые командир должен творчески применять. Но при этом находятся такие, которые выстраивают колонны, устраивают построение людей в зоне действия разведки противника и в зоне досягаемости его ракет. В итоге мы видели такие трагедии...
Сейчас произошёл переход к новому пониманию правил подготовки и ведения боя. Противник, как я уже сказал, далеко не дурак и понимает, каким образом мы можем обнаруживать скопление его людей и техники, и этого не допускает. Они могут появиться, очевидно, перед самым ударом, просто со всех сторон, как говорится, сойдутся.
- Что нам тогда нужно делать?
- Тогда нужно будет реагировать быстрее. В первую очередь, конечно, будет реагировать авиация. По местам скопления войск противника будет наносить удары дальнобойная артиллерия. Но это никогда не приносит полного поражения. Это будет частичное, долевое поражение, и противник будет продвигаться. Он остановится, только если конкретный пехотный «Ваня» будет сидеть в окопе с гранатомётом и держать узел дорог какой-нибудь или участок дороги, по которому идёт наступление. Тогда противник остановится. Чтобы этот условный «Ваня» оказался в окопе, надо понимать, в какой окоп его посадить, напротив какой дороги. Вот чтобы это понимать, разведка сейчас работает на износ, буквально для того, чтобы успеть вскрыть сосредоточение и перемещения противника.
- Вы сказали, что до сих пор непонятно, какой удар будет основным, то есть враг будет пытаться обмануть?
- Да, противник выполняет и ложные действия. Они иногда настолько достоверные, что у людей, обрабатывающих информацию, может сложиться впечатление, что это не демонстрационные действия, а реальные. Поэтому здесь все очень тонко. Вполне возможно, что противник будет готов развить успех на всех трех направлениях, если где-то почувствует слабину. Это будет решаться буквально в течение нескольких дней. У врага сейчас цейтнот, остался месяц до инаугурации Трампа, и они за это время должны провести большую работу. Мы, конечно, тоже заинтересованы в том, чтобы они никакую работу за это время не провели.