Утро вторника в международном аэропорту Казани выдалось напряженным: там один за одним садились самолёты лидеров, прибывающих на саммит БРИКС. Главным встречающим с российской стороны был назначен глава Татарстана Рустем Минниханов, в задачу которого входило поприветствовать гостя у ковровой дорожки и угостить хлебом - солью. «Зис из рашэн, а зис из татар», - объяснял Минниханов Сирилу Рамафозе, поочередно указывая на каравай и чак-чак. Президент ЮАР ни от чего отказываться не стал, как и глава КНР Си Цзиньпин. «У нас такое тоже есть», - попробовав татарское лакомство, заметил председатель, чем несказанно обрадовал хозяина. А вот Нарендра Моди, как убежденный вегетарианец, в сторону чак-чака и каравая даже не посмотрел. Однако г-н Минниханов и для него нашёл несколько тёплых слов, сообщив, что «все очень обрадовались» вручённой индийскому премьеру (ещё в июле) высокой российской награде.
Немного отдохнув после долгой дороги, гости стали по одному съезжаться в казанский Кремль, где Владимир Путин начал марафон приуроченных к саммиту двусторонних встреч. Как сообщил журналистам его помощник Юрий Ушаков, они продлятся три дня, поскольку президент выразил желание повстречаться не только со всеми лидерами, но и с приехавшими в Казань руководителями международных организаций. Первой порог отведённого под переговоры губернаторского дворца переступила глава НБР Дилма Роуссефф. Банк, учреждённый странами БРИКС, заработал в 2018 году и за это время профинансировал около 100 проектов на $33 млрд. Практически все платежи осуществляются в долларах или евро. Хотя, как подчеркнул Владимир Путин, расчёты в нацвалютах позволяют снизить геополитические риски и «избавить, насколько это возможно в сегодняшнем мире, развитие экономики от политики». По мнению г-жи Роуссефф, сложившийся объём финансирования является недостаточным для нужд глобального Юга. «Именно поэтому очень важно обеспечивать финансирование в национальных валютах и в специальных форматах», - согласилась она.
Как известно, НБР с 2022 года не рассматривает новые проекты в России из-за введённых после начала СВО международных санкций. Тем не менее Москва продолжает добросовестно обслуживать уже имеющиеся долги - необходимые средства предусмотрены также в бюджете 2025 года. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев намекнул, что проблемные моменты во взаимодействии с НБР Путин и Роуссефф обсудили за закрытыми дверями. Однако, по его мнению, альтернативой банковскому финансированию, на которое действительно, влияют внешние ограничения, может быть соинвестирование из различных частных источников - интерес к такому механизму проявляют многие компании в странах-членах БРИКС. В частности, инвесторы из Латинской Америки готовы вкладываться в строительство инфраструктуры для расширения поставок российских удобрений.
Следующим гостем Владимира Путина стал Нарендра Моди, успевший после аэропорта сменить темную фуфайку на светлую, а также переодеться в синие кожаные туфли. Президент пошутил, что они с индийским премьером настолько хорошо понимают друг друга, что в принципе не нуждаются в переводе. Моди в ответном слове упомянул не только БРИКС, но и конфликт на Украине. «Мы полностью поддерживаем скорейшее установление мира и стабильности. Готовы оказать любое возможное содействие», - заверил он.
Другие отцы-основатели БРИКС украинскую проблематику в публичной части не затрагивали. Президент ЮАР поблагодарил Владимира Путина за поддержку со времён апартеида до сегодняшнего дня и выразил готовность обсудить все вопросы от торговли до геополитики. «Считаем Россию очень ценным союзником», - подчеркнул Рамафоса. В свою очередь Си Цзиньпин назвал взаимодействие с Россией стратегическим и всеобъемлющим. Хотя международная ситуация, по словам председателя КНР, последнее время переживает глубокие перемены и даже потрясения, ничто не может поколебать многовековую дружбу двух государств. Российский лидер подчеркнул, что сотрудничество Москвы и Пекина является глобальным стабилизирующим фактором и может служить образцом для других стран. Путин рассказал Си, что только что поговорил по телефону с президентом Бразилии: тот очень сожалеет, что из-за травмы не смог лично приехать в Казань , но готов поработать на саммите в видеорежиме. «Я ему сказал, что как-то не гуманно. Будет всего 4 часа утра местного времени. Но он настаивает», - развёл руками ВВП.