Проведено сравнение Америки при Байдене и Трампе: все очень сложно

«Вам сегодня живется лучше, чем четыре года назад?», – это вопрос рефреном звучал во время предвыборной кампании Трампа.

Фото: Artem Priakhin/Keystone Press Agency/Global Look Press

«Вам сегодня живется лучше, чем четыре года назад?», – это вопрос рефреном звучал во время предвыборной кампании Трампа. Судя по количеству набранных им голосов, ответ был скорее отрицательным.

“При администрации Трампа вам жилось лучше, вашей семье жилось лучше, вашим соседям жилось лучше, вашим сообществам жилось лучше, и нашей стране жилось намного, намного, намного лучше, это точно”, - уверял свою аудиторию республиканский кандидат. – Америка была сильнее, жестче, богаче, безопаснее и увереннее в себе. У вас возникли войны, которых никогда бы не было”.

Самое любопытное, что с тем же вопросом насчет ситуации четырехлетней давности несколько раз пытался обратиться к американцам и демократ Байден, пока он еще участвовал в гонке, откуда под напором своих однопартийцев вылетел как пробка. Правда, демократический президент надеялся услышать «да».

“Что ж, Дональд, я рад, что ты задал этот вопрос, чувак, потому что я надеюсь, что каждый в стране найдет минутку, чтобы вспомнить, как все было в марте 2020 года”? – попытался обернуть вопрос в свою пользу вынырнувший на время из полумаразматического состояния «сонный Джо». После этого Байден пустился в перечисление мрачных моментов первых дней пандемии, когда отделения неотложной помощи в больницах были переполнены, сотрудники служб экстренного реагирования рисковали своими жизнями, ухаживая за больными, а некоторые медсестры использовали мешки для мусора из-за нехватки средств индивидуальной защиты.

На самом деле, отмечают СМИ, вопрос к американцам “вам лучше живется?” уходит своими корнями в президентскую гонку 1980 года, когда Рональд Рейган во время теледебатов нанес поражение действовавшему на тот момент президенту Джимми Картеру и катапультировался в Белый дом. То есть ни Трамп, ни Байден в этом смысле новаторами не стали, а попросту собезьяничали. С другой-то стороны, нестареющая классика никогда не подведет.

Четыре года назад, то есть на излете первого президентства Дональда Трампа, Соединенные Штаты переживали общенациональный кризис из-за коронавируса, сопровождавшийся ростом безработицы и падением фондового рынка.

Но если борьба со вспышкой COVID-19, которая случается раз в столетие, определила ход президентской гонки 2020 года и действительно привела тогда к поражению Трампа, то, похоже, у избирателей на уме было совсем другое, когда они обдумывали свой выбор в 2024 году, отмечает издание Fortune.

В февральском опросе AP-NORC только 24% американцев заявили, что их положение улучшилось по сравнению с тем временем, когда Байден стал президентом, в то время как 41% сказали, что они стали жить хуже, а 34% не ответили ни то, ни другое. Большинство также заявило, что ситуация в стране в целом и национальная экономика оказались в худшем положении, чем когда Байден стал президентом.

Выступая перед демократическими донорами, Байден пытался очернить Трампа, напоминая своей аудитории, что четыре года назад морги создавались за пределами больниц, потому что умирало так много людей, резко возросла безработица, фондовый рынок рухнул, а полки продуктовых магазинов опустели. Ну, а Трамп, по его словам, в то время игнорировал советы своих экспертов в области общественного здравоохранения и навязывал населению непроверенные методы лечения.

Все это, на самом деле, было так – но ситуация-то была чрезвычайная, невиданная для целых поколений людей по всему миру.

“Джо Байден и его союзники в СМИ могут сколько угодно приводить самые худшие цифры из-за кризиса с COVID, но американцы знают, что Байден стал катастрофой, и им было намного лучше при президенте Трампе, вот почему президент Трамп продолжает побеждать Байдена в опросах общественного мнения”, - говорила пресс-секретарь Трампа Каролин Ливитт.

Четыре года назад Трамп заслужил низкие оценки избирателей за то, как он справлялся с пандемией, которая стоила ему Белого дома, и более 1,1 миллиона человек в США в дальнейшем умерли от COVID-19. Но, подчеркивает издание Fortune, большинство этих смертей произошло во время президентства Байдена, когда он изо всех сил старался сдерживать появление новых разновидностей и повышать уровень вакцинации против жизненно важных прививок, которые были разработаны во время президентства Трампа.

Таким образом, ответ “лучше” может быть разным, констатирует Fortune.

“Сегодня ответ однозначен: ”Это зависит", - говорил стратег-республиканец Алекс Конант. – Пандемия закончилась, но никто не обвиняет Трампа в том, что он вызвал пандемию, и не приписывает ему вакцины, которые положили ей конец. Дела в экономике идут хорошо, но только после исторического всплеска инфляции, из-за которого люди все еще недовольны... Я не думаю, что кто-то из избирателей хочет вернуться к мрачным дням 2020 года, но, судя по результатам опросов, большинству избирателей также не очень нравится 2024 год”.

В некотором смысле, многие избиратели действительно чувствовали себя лучше во время пандемии — из-за огромных сумм государственной помощи. Размер их банковских счетов резко увеличился, в то время как ограничения, связанные с коронавирусом, удерживали инфляцию и процентные ставки на чрезвычайно низком уровне. По данным Административно-бюджетного управления, государственные заимствования окупили эти предполагаемые выгоды, поскольку дефицит бюджета составил 3,1 трлн долларов в 2020 году и почти 2,8 трлн долларов в 2021 году.

***

Экономика во многом оказалась в центре внимания многих избирателей в день президентских выборов США. Вице-президент Камала Харрис подчеркивала высокие показатели занятости при администрации Байдена, в то время как бывший президент Дональд Трамп сосредоточился на борьбе с инфляцией. Но, как утверждает Forbes, истина лежит где-то посередине между заявлениями Трампа и Харрис.

“По многим показателям наша экономика является самой сильной в мире”, - заявляла подхватившее выпавшее из дряхлых рук Байдена демократическое знамя вице-президент Камала Харрис. А Трамп уверял, что это именно он создал "величайшую экономику в истории нашей страны", а вот администрация Байдена-Харрис разрушила ее.

Возьмем, к примеру, проблему заработной платы. При Трампе она действительно росла, впрочем, такими же темпами, как и при его предшественнике Бараке Обаме, вплоть до начала пандемии. Заработная плата работников быстро росла в начале 2020 года во время пандемии Covid, но внезапный рост заработной платы был связан с тем, что более низкооплачиваемые работники с большей вероятностью будут уволены, что повысило среднюю заработную плату людей, которые все еще работали. При Джо Байдене средний недельный заработок вырос, но одновременно происходил и рост цен, вызванный высоким уровнем инфляции. С поправкой на инфляцию средняя недельная заработная плата стала меньше, чем когда Байден вступил в должность, отмечает Би-би-си.

Согласно правительственному индексу потребительских цен, инфляция была намного хуже во время правления администрации Байдена, увеличившись на 20,1% за первые 45 месяцев президентства Байдена по сравнению с 7,1% за первые 45 месяцев правления Трампа.

Это соответствует годовому уровню инфляции в 5,4% при Байдене и 1,9% при Трампе. В годовом исчислении инфляция при Байдене достигла максимума за четыре десятилетия - 9% в 2022 году, а затем упала чуть более чем до 3%.

Байден обвинил в этом затяжное воздействие COVID-19 и конфликт на Украине, что, по крайней мере частично, подтверждается глобальным характером вспышки инфляции.

При этом, пишет Forbes, и Байден, и Трамп контролировали сильные рынки труда. С тех пор, как Байден вступил в должность, общая занятость выросла на 12%, средняя заработная плата выросла на 19%, а безработица снизилась с 6,7% до 4,1%. Особенно сильным признаком стало то, что рост числа рабочих мест и безработица ниже 4% совпали с повышением процентных ставок и снижением инфляции, что обычно негативно сказывается на рынке труда, хотя в последние месяцы в картине занятости в США наметились некоторые трещины.

С другой стороны, пожалуй, самыми впечатляющими достижениями Трампа на рынке труда стали снижение безработицы с 4,7% до 3,5% в конце 2019 и начале 2020 года, что стало самым низким показателем с 1969 года, и рост заработной платы на 15%, превысивший инфляцию, за четыре года его президентства.

Большая часть достижений Байдена на рынке труда является частью восстановления после пандемии, поскольку в феврале 2020 года безработица составляла всего 3,5%, а число занятых американцев выросло всего на 4%, подчеркивает Forbes.

До больших потерь рабочих мест в 2020 году из-за Covid за первые три года президентства Трампа было создано почти 6,7 миллиона новых рабочих мест, согласно данным о рабочих местах в несельскохозяйственном секторе (которые охватывают около 80% работников рабочей силы). С тех пор, как администрация Байдена пришла к власти в январе 2021 года, число рабочих мест увеличилось почти на 16 миллионов. Байден утверждает, что это “самый быстрый рост числа рабочих мест при любом президенте за всю американскую историю”. Однако, отмечает Би-би-си, его администрация выиграла от резкого оживления экономической активности, когда страна вышла из карантина в связи с пандемией. “Многие рабочие места были бы восстановлены, если бы Трамп победил в 2020 году, но американский план спасения сыграл важную роль в скорости и агрессивности восстановления рынка труда”, - говорит профессор Марк Стрейн, экономист из Джорджтаунского университета.

На фондовом рынке акции показали лучшие результаты при Трампе, хотя оба президентства совпали с ростом выше среднего - индекс S&P 500 показал доходность в годовом исчислении на уровне 12,6% с тех пор, как Байден и Харрис вступили в должность в 2021 году, по сравнению с 16,3% при Трампе.

Объем производства в экономике страны сильно вырос как при Байдене, так и при Трампе, при этом реальный валовой внутренний продукт, который отражает скорректированную на инфляцию стоимость всех товаров и услуг, производимых в США, увеличился в годовом исчислении на 2,7% в течение первых трех лет правления Трампа и на 3,5% при Байдене, отмечает Forbes.

Трамп заявлял, что при демократах в США наблюдается “худшая инфляция, которая у нас когда-либо была”. Впрочем, республиканский политик, как за ним это водится, чрезмерно сгустил краски: в последний раз инфляция превышала 9% в 1981 году, и она была намного выше, чем в несколько других периодов истории США. Но есть и другая сторона медали: сейчас инфляция снизилась примерно до 3%, но она все равно остается выше, чем когда Трамп покидал свой пост, признают даже его недоброжелатели. Например, цены на продукты питания выросли на 13,5% за год, закончившийся в августе 2022 года. Это был пик при администрации Байдена, и с тех пор цены несколько стабилизировались: стоимость продуктов питания выросла на 1,1% с июля 2023 года по июль этого года.

Годовой темп роста экономики Трампа, составляющий 1,4% за весь срок его правления, оказался слабее, но тут сказался шок от пандемии COVID-19 в 2020 году, в то время как рост под руководством Байдена в 2021 году составил 5,9%, замедляясь до 1,9% и 2,5% в 2022 и 2023 годах. В 2024 году темпы роста ВВП оставались высокими, составив 1,6%, 3% и 2,8% в годовом исчислении в течение первых трех кварталов года.

Согласно опросу Мичиганского университета, настроения потребителей осенью этого года были ниже, чем когда-либо при Трампе, поскольку американцы продолжают ощущать последствия инфляции, несмотря на высокие показатели экономического роста и рекордный рост фондового рынка. Сентябрьская норма личных сбережений в размере 4,6%, которая измеряет процент дохода американцев, остающийся после уплаты расходов и налогов, составила две трети от 7% в сентябре 2019 года. При Трампе норма сбережений никогда не опускалась ниже 5%.

Важный показатель – цены на топливо: По данным Управления энергетической информации, средняя стоимость галлона бензина с декабря 2016 по 2020 год (то есть при Трампе) снизилась с 2,37 до 2,28 доллара. При этом во время правления Байдена цены на горючее выросли до рекордно высокого уровня — более 5 долларов за галлон - в 2022 году, вскоре после того как начавшийся на Украине конфликт привел к резкому росту мировых цен на энергоносители, поскольку США и их сателлиты пообещали не покупать нефть у России, третьего по величине производителя нефти в мире.

Еще немаловажные цифры: государственный долг федерального правительства Соединенных Штатов в размере 35,8 трлн долларов на 29% выше, чем на день вступления Байдена в должность, после роста на 39% во время президентства Трампа, по сравнению с 19,95 трлн долларов в январе 2017 года, при этом общий дефицит бюджета США с 2021 по 2023 финансовый год составляет 5,85 трлн долларов. лет, по сравнению с 2,43 трлн долларов в период с 2017 по 2019 год и рекордными 3,13 трлн долларов только в 2020 году.

Трамп и его союзники отвергли увеличение числа рабочих мест в эпоху Байдена как “практически на 100%” результат нелегальной иммиграции. Действительно, численность рабочей силы американского происхождения при Байдене выросла менее чем на 5% по сравнению с 22%-ным ростом численности американской рабочей силы иностранного происхождения, многие из которых который иммигрировал легально.

Октябрьский отчет о занятости, опубликованный недавно в США, оказался намного хуже ожиданий: было добавлено 12 000 рабочих мест, что сделало этот месяц худшим месяцем роста числа рабочих мест с декабря 2020 года. Американская экономика находится в потенциальной точке перегиба, замедление роста числа рабочих мест вызывает опасения по поводу возможности рецессии, в то время как Федеральная резервная система снизила процентные ставки в сентябре впервые почти за четыре года, что благоприятствует экономическому росту, поскольку снижение стоимости заимствований стимулирует потребительские и корпоративные расходы, пишет Forbes.

***

Согласно многим опросам, экономика оказалась той главной проблемой, которую избиратели в США называли в преддверии ноябрьских президентских выборов. Опросы также показывали, что американцы больше верили в то, что Трамп, а не Харрис, будет руководить экономикой, и заметно большая доля американцев сочли, что при президенте Трампе их финансовое положение будет лучше, чем при Камале Харрис.

Избиратели обычно наказывают президентов, когда экономика слабая, и вознаграждают президентов, когда экономика сильная, но независимо от того, кто сидит в Овальном кабинете, их реальная власть над экономическими условиями ограничена, отмечает Forbes. Рецессия в эпоху пандемии и всплеск инфляции после пандемии были глобальными явлениями. И хотя и Байден, и Трамп неоднократно заявляли о снижении цен на бензин, цена часто в большей степени зависит от спроса и предложения, чем от политики правительства. «Самое главное, – констатирует издание, – что реальным фактором экономического роста и инфляции, возможно, является не президент, а председатель Федеральной резервной системы».

Но не хлебом единым жив человек, а о состоянии страны судят и по ее положению в мире.

Так вот, согласно проведенному примерно за год до выборов-2024 опросу CNBC, только 31% респондентов одобрили внешнюю политику Джо Байдена.

Даже не являющиеся поклонниками бывшего президента-республиканца, американские авторы признавали, что “относительно бескризисное президентство Трампа в сфере иностранных дел”, возможно, было не просто удачей, но и произошло потому, что “противники боялись Трампа и поэтому действовали с соблюдением мер сдержанности". Ну, с этим утверждением можно было бы и поспорить. Однако факт, что именно при Байдене планета оказалась на грани катастрофы.

«Когда Байден вступил в должность, во всем мире царил мир, а наши враги были настороже, – писала в октябре прошлого года в своей колонке в The Hill экс-партнер крупной фирмы с Уолл-стрит Wertheim & Company Лиз Пик. – Сегодня США втянуты в две войны — на Украине и в Израиле — и с тревогой ожидают агрессии Китая против Тайваня. Белый дом, согласно сообщению Axios, “встревожен”, “обеспокоен таким количеством зарубежных конфликтов одновременно".

Обрушиваясь на политически и физически немощного президента-демократа, Лиз Пик выражала мнение многих в США. Она обвинила Байдена в том, что тот «ободрил наших врагов», своей некомпетентностью устроив трагический вывод (а по большому счету – бегство) американских войск из Афганистана, и «неадекватно» ответив на украинский конфликт, не говоря о том, как он безуспешно пытался справиться с кризисом вокруг Израиля.

«С тех пор, как Байден вступил в должность, было совершено более 80 нападений на объекты и войска США, дислоцированные в Ираке и Сирии. Пентагон ответил тем же только в четырех случаях», – продолжала нападки на демократическую администрацию Лиз Пик.

«Также проблемой, – утверждала год назад автор колонки, – является то, что администрация Байдена стремится ограничить добычу нефти и газа в США, даже несмотря на то, что последствия его политики обогатили таких противников, как Россия и Иран, и привели к росту цен на газ на заправках, что снижает рейтинг одобрения Байдена. В отчаянных поисках дополнительной добычи нефти режим Байдена попытался уговорить Саудовскую Аравию увеличить добычу, что выставило Белый дом в идиотском свете, поскольку Байден публично оскорбил правителя этой страны».

Самое печальное, что возвращение Трампа в Белый дом вряд ли сделает нашу планету более безопасной. А зная залихватские привычки республиканского политика, готового рубить сложносочиненные «гордиевы узлы» международной политики, можно предположить, что вероятность того, что мир отойдет хоть на несколько шагов назад от зияющей пропасти, крайне мала. Хотя надеяться на это и очень хочется.

Источник: Московский комсомолец

Полная версия