Парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президенту Юн Сук Елю почти через две недели после того, как его кратковременное введение военного положения ввергло страну в самый тяжелый политический кризис за последние десятилетия, пишет The Observer.
Во время драматических сцен в национальном собрании Сеула 204 законодателя проголосовали за предложение оппозиции объявить Юну импичмент, в то время как около 200 000 протестующих на улице требовали его отстранения от должности.
В субботу законодателям ассамблеи представилась вторая возможность за неделю начать процесс отстранения от должности президента, чей рейтинг одобрения упал до 11%.
Чтобы добиться успеха, оппозиционным партиям, которые в совокупности контролируют 192 места, требовалось, чтобы по меньшей мере восемь членов возглавляемой Юном Партии народной власти (ПНВ) проголосовали "за", чтобы получить требуемое большинство в две трети голосов из 200 в 300-местной палате.
В конце концов, 12 членов ПНВ были готовы поддержать идею импичмента.
Южнокорейское телевидение сообщило, что 85 депутатов проголосовали против, при этом три бюллетеня были испорчены, а восемь признаны недействительными. Когда были объявлены результаты, за пределами зала раздались громкие аплодисменты, и депутаты ушли под аплодисменты зрителей.
Юн Сок Ёль, который был немедленно отстранен от должности, призвал южнокорейцев поддержать исполняющего обязанности президента Хан Дак Су, но пообещал продолжить борьбу за его политическое будущее, поскольку процесс импичмента вступает в свою следующую стадию.
“Несмотря на то что я сейчас останавливаюсь, путешествие, которое я проделал с людьми за последние два с половиной года навстречу будущему, никогда не должно прекратиться. Я никогда не сдамся”, – сказал Юн в телеобращении.
Хан пообещал обеспечить стабильность после импичмента Юна. “Я приложу все свои силы для стабилизации правительства”, – сказал он журналистам.
Теперь внимание будет приковано к конституционному суду страны, шесть судей которого должны единогласно проголосовать "за", чтобы поддержать решение парламента.
Теперь Юн будет отстранен от должности на время рассмотрения дела судом. У суда есть 180 дней, чтобы принять решение о будущем Юна. Если суд одобрит это ходатайство, жители Южной Кореи должны избрать нового президента в течение 60 дней после вынесения решения.
Накануне голосования лидер оппозиционной Демократической партии Ли Чжэ Мен призвал законодателей встать на сторону людей, “стонущих на замерзающих улицах”. “История запомнит и зафиксирует ваш выбор”, – сказал Ли.
Толпы людей, несмотря на сильный мороз, собравшиеся у здания Национальной ассамблеи, разразились ликованием, когда был объявлен результат. Некоторые люди, многие из которых были молодыми южнокорейцами, танцевали, пели, обнимались и размахивали кей-поп-фонариками, которые быстро стали символом сопротивления.
Юн, консерватор, два с половиной года пребывания которого у власти были омрачены скандалами и политическим тупиком, потряс мир 3 декабря, когда с наступлением темноты ввел военное положение.
Этот указ приостановил бы всю политическую деятельность, запретил протесты, приостановил судебный процесс и ограничил свободу прессы, в то время как полиция и войска несли бы ответственность за обеспечение порядка.
Президент Юн, однако, был вынужден отменить свое решение всего через шесть часов – после того, как законодатели единогласно проголосовали за его отмену, несмотря на сотни военнослужащих, которые были направлены к зданию парламента с приказом помешать заседанию депутатов.
В прошлые выходные первоначальное ходатайство об импичменте все-таки провалилось, но трое депутатов от партии Юна бойкотировали голосование, в результате чего палате не хватило минимального числа голосов для принятия этого ходатайства.
Политические последствия заявления президента пошатнули доверие к южнокорейской политике, и субботнее голосование было воспринято внутри страны и за ее пределами как проверка приверженности законодателей защите демократических завоеваний, достигнутых за десятилетия, прошедшие после окончания военного правления.
Президент Юн, который на этой неделе настаивал на том, что не уйдет в отставку, сказал, что он вводит военное положение, чтобы искоренить то, что он осуждал (не приводя доказательств) как “просеверокорейские, антигосударственные” силы внутри парламента, которые были полны решимости парализовать правительство. Его шаг немедленно вызвал критику, в том числе со стороны членов его собственной партии, в то время как неопределенность последних 12 дней потрясла финансовые рынки и вызвала беспокойство в США, крупнейшем союзнике Юга, Японии и Великобритании.
Оппозиционные партии и многие эксперты обвинили Юна в подстрекательстве к мятежу, ссылаясь на статью закона, которая квалифицирует как мятеж организацию беспорядков против установленных государственных властей с целью подрыва конституции.
Президенту Юну запрещено покидать Южную Корею, поскольку правоохранительные органы расследуют, не совершал ли он и другие лица, участвовавшие в объявлении военного положения, мятеж, злоупотребление властью и другие преступления. В случае признания виновным лидеру мятежного заговора может грозить смертная казнь или пожизненное заключение, отмечает The Observer.