Населенный пункт, где расположено ремонтное подразделение, указывать нельзя: объект военный и имеет стратегическое значение. Поэтому на подъездах к нему на дорогах стоят передвижные блокпосты. Там проводится проверка документов и машин. У замаскированных ворот журналистов встречает один из военнослужащих ремонтной роты с позывным «Смирный».
Здесь обосновались специалисты из Бурятии, которые в ежедневном режиме восстанавливают десятки боевых машин.
«В полевой мастерской специалисты выполняют капитальный ремонт двигателей автомобильной и бронированной техники с заменой неисправных частей. На ремонт двигателя у военнослужащих уходит не более трех суток, в итоге техника возвращается в строй», - пояснил «Смирный».
По его словам, если неисправность невозможно устранить на месте, технику отправляют в тыл - в промышленные мастерские.
«В ремонтной роте не только восстанавливают поврежденную в бою технику, но и устанавливают бронепластины, наваривают дополнительную защиту в виде металлических решеток, цепей», - рассказывает специалист.
Однако, кузовной ремонт, по его оценке, это, наверное, последнее, что волнует бойцов на передовой.
«Гораздо важнее надёжность «ходовки» - ходовой части, системы управления и автоэлектрики. Самая практичная машина здесь – это, наверное, «Урал». Он более лёгкий и по бездорожью он лучше проходит, проскакивает. Попадается китайская техника, лёгкие джипы, багги, но слабоватые всё равно, по сравнению с нашей техникой», - подчеркивает «Смирный», добавляя то, что здесь есть и выездные бригады.
«Они могут быстро добраться с необходимым инструментом на передовую, если требуется серьезный ремонт или эвакуация машины с передовой», - отмечает он.
По словам офицера, за время проведения СВО его подчиненные накопили огромный опыт и могут устранить почти любую поломку. Это он демонстрирует на примере одного из ремонтируемых грузовиков.
«В данный момент чиним тормозную систему. Вода, влага скапливаются, грузовик перестает тормозить. Смотрим, чтобы не текло масло, проверяем воздушные трубки», - разъясняет командир.
Он обращает внимание на то, что нередко приходит техника, получившая повреждения после обстрелов.
«Ее варят, чинят, восстанавливают. Наша работа, безусловно, чрезвычайно важна для победы», - подчеркивает «Смирный», «без техники там ребятам не разобраться с врагом. Мы регулярно получаем благодарные отзывы от тех, кто на передке находится. Потому что порой машины, которые к нам не то что приезжают, а их притаскивают, мы, можно сказать, с колен поднимаем и отправляем стопроцентно рабочую технику на передовую».
Говоря о личном составе ремонтного подразделения, он отмечает то, что сюда порой приходили люди, которые не знали, как заменить колесо.
«А через месяц уже сами меняли двигатель, - рассказывает специалист, добавляя то, что «раньше мы меняли мотор за трое суток, сейчас успеваем за полдня».
Его подчиненного с позывным «Тунгус» застали за ремонтом коробки передач гусеничного тягача.
«Для специалиста ремонт этого узла сложным не является. Если все знаешь и умеешь, то сделаешь быстро. Только желание надо, а это тут не обсуждается. За три года на СВО таких коробок починил несколько десятков. Если все детали в наличии, то делаю такую работу меньше суток», - уточняет ремонтник.
На «гражданке», как он пояснил, был водителем, так что техника ему близка.
«Тут в процессе работы кое-какие навыки, конечно, пришлось приобрести, какие-то подтянуть. В целом опыта и сноровки хватает для ремонта любой поступающей техники. Что-то могу делать уже, как говорят с закрытыми глазами», - гордо замечает Тунгус.
Он заметил, что проблем с запчастями у подразделения нет – все заказывается заранее, и когда боевая машина приезжает на ремонт, необходимые детали для ремонта уже имеются.
«Чтобы не терять время, боевую технику ремонтируем так называемым агрегатным способом. Например, если в двигателе есть серьезные неисправности, его сразу меняют на новый. Ну, а старый уходит на завод, на ремонт. Задача - сократить расстояние и время не в ущерб качеству. Мы же понимаем, что от нашей работы зависит не только выполнение боевой задачи, но и жизни бойцов», - говорит ремонтник.
По его мнению, значительно возросли качество и скорость полевого ремонта повреждённой техники.
«Во многом такой результат объясняется решением вопросов логистики и увеличением числа специалистов за счёт добровольцев и мобилизованных запасников», - заключает специалист.
Покидаем подразделение. Заметно, что ребятам не хочется тратить свое драгоценное время на разговоры. Они возвращаются к своей обычной, но чрезвычайно важной работе.