На 25-летий юбилей Союзного государства Путин привез Лукашенко «подарки»

В огромном мраморном вестибюле Дворца независимости выделялась маленькая одинокая фигурка .

Фото: kremlin.ru

В огромном мраморном вестибюле Дворца независимости выделялась маленькая одинокая фигурка .... министра финансов Антона Силуанова. Буквально на днях его разрывали на части вопросами о курсе рубля, инфляции и сохранности сбережений. Но это в Москве. А здесь, в Минске, у журналистов, как говорится, были «другие любимые авторы». Узнав о намерении двух президентов подписать договор о гарантиях безопасности, представители СМИ жаждали пообщаться со  спикерами, способными хотя бы намекнуть на его содержание. С российской стороны таковых, увы, не нашлось. Тогда как  глава внешнеполитического ведомства  Беларуси Максим Рыженков и председатель Совбеза Александр Вольфович охотно делились своими соображениями.

«Документ не публичный. Но в нем все определено: кому, какое оружие и как применять. Все указания даны», - объяснял Вольфович. «А что будет, если с территории Польши выпустят ракету?» - спрашивали как о чём-то само собой разумеющемся  журналисты. «Она будет сбита, и в ответ полетит наша ракета», - уверенно обещал глава Совбеза. Сразу же потребовались уточнения:  кто именно нажмёт на красную кнопку - Путин или Лукашенко.  Г-н Вольфович заверил, что она, как и ядерный чемоданчик, у каждого своя. Но если что, президенты быстро договорятся. «Мы же братья, у нас общие интересы, общие задачи!» - напомнил он.

Г-н Рыженков в свою очередь просил не связывать подписание договора о гарантиях безопасности Союзного государства  с тем, что «Орешник» куда-то полетел или какие-то другие вещи произошли». Работа над документом, по его словам, началась задолго до последних событий, хотя обновлённый вариант российской ядерной доктрины и испытания новейшего оружия действительно повлияли на итоговый текст. «Изначально мы исходили из того, что если мы друг друга поддерживаем, то поддерживаем всем арсеналом, который есть», - сообщил глава МИДа. «И «Орешником?» «Получается, что да», - подтвердил он. 

Однако сами лидеры не спешили комментировать содержание договора. Когда все участники Высшего государственного совета, наконец, собрались за огромным столом, Александр Лукашенко выразил пожелание сказать несколько слов о событиях 25-летней давности, когда Россия и Беларусь приняли решение о создании Союзного государства. Расчёт, по словам батьки, оказался верным: только в "союзной двойке” страны смогли полностью реализовать свой потенциал. В  рамках Союзного государства Москва и Минск реализовали  уникальную в мировом разрезе формулу: «Две страны, две экономики, одно экономическое пространство». Этот опыт уже проверен временем и испытаниями. «Мы не только выстояли, но и стали сильнее», -  подчеркнул он. 

Владимир Путин также начал с юбилея, отметив, что «за прошедшую четверть века Россия и Беларусь совместно проделали по-настоящему масштабную работу». «Имею в виду в первую очередь углубление интеграции в социально-экономической, гуманитарной сфере», - чтобы никто не успел подумать ничего другого, уточнил ВВП. Эффективность российско-белорусской интеграции, по его словам, наглядно подтверждают растущие показатели товарооборота и масштабы двусторонней промышленной кооперации с акцентом на импортозамещении. Но по этому пункту Лукашенко не согласился:  27 импортозамещающих проектов, по его мнению,  явно недостаточно: при имеющемся потенциале цифра должна быть в сотни раз больше. (Впрочем, тут надо понимать, что количество проектов прямо пропорционально размеру кредита, который Россия выделяет на их реализацию. А бюджет в этом году, как известно, особенно напряжённый.) 

Владимир Путин вновь рассказал о том, что некоторые члены кабмина хотят, чтобы санкции против России и Белоруссии продолжались как можно дольше. «Только бы ничего здесь не отменяли», - пересказал их пожелания президент. Он отметил, что, хотя определённые проблемы из-за ограничений действительно возникают, «освобождение внутреннего рынка» для российских и белорусских производителей «в целом играет больше положительную, чем отрицательную роль». Путин и Лукашенко также   анонсировали подписание соглашения о формировании общего рынка электрической энергии и введение с 1 марта 2025 года «комфортных тарифов на пользование услугами связи и передачи данных на территории Союзного государства». Однако означают ли эти «комфортные тарифы» полную отмену роуминга, как это было обещано ещё несколько лет назад, осталось неясным. Вроде бы да.

К безопасности приступили только в самом конце заседания. Говоря о формировании единого оборонного пространства, Владимир Путин подчеркнул, что у Союзного государства уже есть общая система ПВО и объединённая военная группировка. Договор о гарантиях безопасности, подготовленный к подписанию, по его словам, «определяет взаимные союзнические обязательства по обеспечению обороны, защиты суверенитета, независимости и конституционного строя России и Беларуси». «Причём с задействованием всех имеющихся сил и средств», - подчеркнул он. 

Уже на церемонии подписания выяснилось, что речь не только о тактическом ядерном оружии, ранее переданном Минску.  Александр Лукашенко, «пользуясь братскими отношениями»,  публично обратился к Путину с просьбой поставить на вооружение республики новые гиперзвуковые ракеты «Орешник». Как пояснил батька, обстановка в соседних с Беларусью Польше и Литве  сложная, туда стягиваются военные контингенты других стран НАТО, в частности Германии. Размещение «Орешника» могло бы «успокоить некоторые умы», которые, по его мнению, собираются воевать с республикой. 

Владимир Путин с готовностью поддержал поступившее предложение:

«Поскольку мы сегодня подписали договор о гарантиях безопасности с применением всех имеющихся средств,  то считаю размещение таких комплексов, как «Орешник», возможным. Это первое». Но, как оказалось, есть гораздо более удивительное «второе». Новейшие ракеты, по словам президента,  смогут прибыть в Беларусь уже во второй половине 2025 года одновременно с началом поставок этого оружия в РВСН. ВВП отметил, что до этого специалистам предстоит определить минимальную дальность белорусского варианта «Орешника», необходимую для обеспечения безопасности республики, а также подготовить наземную инфраструктуру. Впрочем, вложения в подготовительные мероприятия, по его оценкам, будут невелики - необходимые для размещения таких комплексов сооружения остались в Беларуси ещё с советских времён. «Размещённые в Белоруссии  системы будут входить в комплекс РВСН России, но определение объектов поражения будет оставаться за военно-политическим руководством республики (т.е. за Лукашенко). Это очевидная вещь», - пообещал Путин. 

В общем, журналистов не обманули: красная кнопка действительно у каждого лидера своя. Главное, чтобы не появился повод ее нажать.

Кадры рабочей встречи Путина и Лукашенко в Минске: лица и эмоции

Кадры рабочей встречи Путина и Лукашенко в Минске: лица и эмоции

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: Московский комсомолец

Полная версия