«Маневрировать было поздно»: генерал Попов рассказал, как сбили первый F-16 над Запорожьем

Напомним, в четверг, 26 декабря появилась, пока неподтвержденная, информация о первом сбитом вражеском истребителе - F-16.

Фото: en.wikipedia.org

Напомним, в четверг, 26 декабря появилась, пока неподтвержденная, информация о первом сбитом вражеском истребителе - F-16. Сообщалось также, что он был поражен при подготовке к нанесению ракетного удара в Запорожской области. Любопытно, что в США отказались от комментариев по этому инциденту, закрыв вопрос. Это очень тревожный признак.

Военный эксперт генерал-майор авиации Владимир Попов специально для «МК» попробовал смоделировать операцию в небе, которая завершилась уничтожением «американца».

- Действительно прошла информация о том, что нашей системой ПВО был сбит F-16 где-то на Запорожском направлении. Но пока официального подтверждения со стороны Минобороны нет. Не исключаю, что там ждут подтверждения объективного контроля или фотоснимков и каких-то других данных, подтверждающих этот факт.

Важно, конечно, уточнить, на каком удалении все это произошло. Если этот самолёт был сбит за 150-200 километров от линии соприкосновения, то, конечно, мы не получим полных данных, где он упал и катапультировался ли лётчик. А если истребитель запускал крылатую ракету и был сбит где-то в пределах 30-50 километров от линии боевого соприкосновения, тогда мы, наверное, можем получить достоверные сведения о том, какая же судьба постигла лётчика и самолёт.

Учитывая, что какой-то эксплуатационный опыт по F-16 у ВВС Украины уже есть (они все-таки около трех месяцев уже отлетали на территории Украины), не исключено, что они попробовали использовать запуски крылатых ракет типа «Шторм шэдоу» и подходили к линии соприкосновения.

- Какие задачи мог выполнять вражеский истребитель перед тем, как попал под наш огонь?

- На расстоянии 150-200 километров от линии боевого соприкосновения он мог идти на большой высоте - где-то на 8-10 километрах. Мог осуществить сброс боеприпаса, потом снова запустить двигатель и ещё набрать высоту примерно до 15-20 километров, а потом начать снижаться, пикировать на ту или иную заданную цель с маневрированием по курсу. Скорее всего в этом случае он был поражён до отстрела ракеты.

Самолет также мог работать вблизи линии соприкосновения. Почему допускается такой полёт почти в зоне действия наших систем ПВО? Потому что тогда дальность полёта крылатой ракеты будет максимально большой — она может улететь за 300-400 километров от места пуска. В таком случае удар наносился не по нашим войскам  на линии соприкосновения, а по гражданским объектам в глубине нашей территории. Возможно, это был демонстрационный полёт, чтобы нанести максимальное поражение  населению и вызвать недовольство.

Очевидно такая задача стояла, и если бы она была выполнена, мы бы сейчас разбирались с проблемами.

Если же он шёл на штурмовку наших позиций, штабов или складов планирующими, то в случае удачи противник продемонстрировал бы западным кураторам, что не зря получил такой серьёзный многоцелевой самолёт и не зря так долго выпрашивал его у Запада.

Поэтому будем ожидать подтверждения информации об уничтожении самолета средствами объективного контроля. Надо выяснить, как произошло падение,  потеряли они лётчика или нет. Это тоже очень важно. 

- Почему это важно?

- Важно с точки зрения имиджа ВВС Украины. Если летчик выжил, то его представят, как героя, который хоть и был сбит, но выполнил много задач и теперь имеет уникальный опыт, который можно передавать другим. А если летчик погиб, то, наверное, ВСУ промолчат. Безусловно, скажут, что полет был героический. Не исключено, что именно по этой причине они и молчат. Если бы полет был удачным, то, думаю, что в Киеве непременно бы уже об этом рассказали.

- Владимир Александрович, как мы могли обнаружить F-16?

- В глубине тыловой части наших войск, конечно, работают зенитные ракетные комплексы С-300, С-400. Не исключено, что мог работать и самолёт-радар -  авиационный комплекс дальнего радиообнаружения и наведения А-50У или же самолеты радиотехнической разведки на базе Ил-18, Ил-22. Ими проводится мониторинг воздушного пространства за линией соприкосновения, в сторону Украины. Могли, кстати, дежурить в районе Крымского моста и корабли, которые имеют на борту зенитно-ракетные комплексы - это мощные корабли, у которых дальность видимости достаточно большая.

Не исключено, что могли очень удачно сработать и наши спутники-разведчики. Бывает такое. Конечно, затруднительно, чтобы космические элементы разведки точно указали и оперативно передали информацию, но все равно такая общая обстановка комплексной разведки могла сработать.

Могли сработать и какие-то данные систем нелегальной разведки или разведки, которую проводят диверсионно-разведывательные группы. То есть вблизи украинских аэродромов были наблюдатели — когда самолеты взлетели, за этим сектором начали внимательно наблюдать.

- Какие это могли быть аэродромы?

- Аэродромы базирования F-16, конечно, находятся на максимальном отдалении от линии соприкосновения: Винница, Стрый, Чортков или Коломыя. Если они использовали в качестве аэродрома подскока аэродромы в Кременчуге  или под    Запорожьем - подлетели, заправились, взлетели — тогда, наверняка, их увидели наши радиолокационные станции, которые сейчас мобильно работают и прикрывают линию соприкосновения. Но вероятнее всего, работали зенитные системы дальнего действия С-300, С-350, С-400. 

- У F-16 были шансы уйти после обнаружения? 

- Были, конечно. Все зависит от подготовленности и мастерства летчика и от того, был ли он проинформирован о том, что мы его обнаружили. Дело в том, что система обнаружения и оповещения, которая находится на борту самолета или на земле не всегда срабатывает оперативно. Скорее всего, его обнаружили с минимальным временем включения наших средств - то есть, обнаружили, тут же выключились, дали целеуказание зенитчикам. Снова включились, пуск, и опять выключились, ракета самостоятельно пошла. В этом случае само бортовое оборудование, находящееся на F-16, не срабатывает, не успевает принимать и адекватно обрабатывать эти отдельные излучения.

И тогда идет запаздывание реакции. Летчик потом получит информацию о том, что ракета летит в его сторону, начинает маневрировать, выполняет противоракетный манёвр. Но если в данном случае самолет был сбит, то, скорее всего, уже было поздно выполнять противоракетные манёвры.

Читайте также: Награда ждет героя: за сбитый F-16 грядет выплата в 15 млн рублей

Источник: Московский комсомолец

Полная версия