Юн Сок Ёль родился в районе Содэмунгу в Сеуле в декабре 1960 года. Так что на следующей неделе у него День рождения. Его отец Юн Ки Чжун был педагогом и основателем Корейского статистического общества, а мать преподавала в Женском университете Ихва. Он учился в средней школе Чхунгам и изучал право в Сеульском национальном университете. Юн был освобожден от военной службы в связи с «неподвижностью обоих глаз» при разной остроте зрения. Во время учебы в университете он крестился в католичество и получил имя Амбросио (это имя греческого происхождения и в России получило звучание Афанасий, так что корейский президент на самом деле Афоня). Хотя южнокорейский лидер хорошо разбирается в буддизме и протестантизме.
В юности Юн активно участвовал в протестах и критиковал правительство. В ходе инсценированного суда он выступил прокурором против президента Чон Ду Хвана, что заставило его бежать от репрессий в провинцию Канвондо. После этого он на протяжении десяти лет не мог успешно сдать экзамен на адвоката, но в 31 год, наконец, после восьми неудачных попыток, получил адвокатскую лицензию.
Юн Сок Ель начал свою карьеру в прокуратуре Тэгу в 1994 году, где занимался расследованием коррупционных дел. Он зарекомендовал себя как решительный прокурор, арестовывая высокопоставленных чиновников и внедряясь в сложные дела, включая дело о взяточничестве против руководителей Hyundai Motor Company.
Но он преследовал не только бизнесменов. В 2013 г. возглавил группу, расследовавшую причастность Национальной разведывательной службы (НРС) к скандалу с манипулированием общественным мнением в 2012-2013 гг., а также к вмешательству ведомства в ход президентских выборов в 2013 г.
В мае 2017 г. возглавил прокуратуру Центрального района Сеула. При нем было предъявлено обвинение в коррупции двум экс-президентам страны - Ли Мён Баку (в 2020 г. приговорен к 17 годам тюремного заключения) и Пак Кын Хе (в 2018 г. приговорена к 25 годам тюрьмы; амнистирована в 2021 г. по состоянию здоровья), а также бывшим руководителям НРС и еще более чем 100 бывшим чиновникам и руководителям предприятий. В июле 2019 г. Юн Сок Ёль был назначен генеральным прокурором страны, курировал расследование в отношении министра юстиции Чо Гука (в связи с обвинениями в коррупции).
А потом, видимо поняв, что политикой заниматься выгоднее, чем юриспруденцией, присоединился к правой партии «Гражданская сила» (другое название «Сила народа»), крупнейшей оппозиционной партии страны. Его выдвинули кандидатом на пост президента и выборы он выиграл. 9 марта 2022 г. на выборах главы государства набрал 48,56% голосов (относительное большинство в первом туре), опередив представителя правящей левой партии «Тобуро» (перевод с корейского «Все вместе»). Юн Сок Ёль, проработавший прокурором около 27 лет, стал первым президентом из этой сферы.
В его программе среди прочих были поставлены следующие цели: обеспечение населения доступным жильем, создание цифрового правительства, достижение углеродной нейтральности, гарантирование равных возможностей получения образования, поэтапное повышение зарплат военнослужащих по призыву, преодоление последствий пандемии COVID-19.
Он намеревался укрепить альянс с США и военный потенциал Республики Корея, чтобы при ядерной угрозе со стороны КНДР она могла нанести превентивный удар. При этом заявлял о готовности подписать мирный договор и оказать КНДР максимальную финансовую поддержку, если та согласится «на полную и проверяемую денуклеаризацию». По мнению Юн Сок Ёля, международные санкции против КНДР должны быть сохранены для оказания давления на северокорейскую сторону с целью ее полного отказа от ядерного оружия.
Он выступал за расширение взаимовыгодных экономических связей с Китаем, и планировал развивать экономическое сотрудничество с Россией на Дальнем Востоке, в первую очередь во Владивостоке, а также участвовать в укреплении потенциала Северного морского пути. Но началось СВО и свои позиции он развернул на 180 градусов. В интервью газете «Вашингтон пост» 15 апреля 2022 г. он заявил, что Южная Корея должна принять активное участие в международной кампании давления на Россию в связи с ситуацией вокруг Украины.
Любопытно как он укреплял союз с США – творчески. На высокой ноте завершился государственный визит президента Южной Кореи в Белый дом в апреле 2023 года. Юн Сок Ёль по просьбе Джо Байдена исполнил отрывок песни Дона Маклина «Американский пирог». «Мы знаем, что одна из ваших любимых песен, American Pie. Мы хотим услышать, как вы её поете», — потребовал Джо Байден на ужине с южнокорейским коллегой. Перед этим Юн Сок Ёль признался, что питает тёплые чувства к американской музыке. В итоге президент Южной Кореи согласился и пропел несколько строк из композиции, сорвав бурные аплодисменты всех присутствующих на званом ужине. После этого Байден сказал Юну, что сам автор песни приехать в Белый дом не смог, но зато отправил гитару со своим автографом, которую подарили южнокорейскому лидеру.
В остальном Юн Сок Ёль «белый и пушистый». Рост президента составляет 178 сантиметров, а вес – 90 килограммов. Хотя он хорошо ест и не привередлив в выборе пищи. Особенно ему по вкусу суп «кимчи чиге» со свининой и острый суп из соевой пасты «твенджан чиге». Любит лапшу больше, чем рис, поэтому ему нравится блюдо «чанчи куксу». В одной из телевизионных передач продемонстрировал умение жарить прямоугольные яичные рулеты. И, вообще, признается, что любит готовить.
Любит бейсбол и известен как фанат бейсбольной команды Doosan Bears.
Человек, которым Юн Сок Ёль восхищается, – это Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании. Девиз по жизни южнокорейского лидера: «Давайте работать с удовольствием и жить интересно».
Любит Юн и посещать художественные галереи, и там он встретил любовь всей своей жизни. В марте 2012 года в возрасте 52 лет он женился на Ким Гон Хи, организаторе выставок, которая моложе его на 12 лет. Детей у пары нет. Живут они в своем доме в Сеуле, с четырьмя собаками (Тори, Нарэ, Мари и Санни) и тремя кошками (Акени, Наби и Норани). Так что современная шутка про то, что семья сегодня – это он, она и собака, прямо про Юн Сок Ёля.
Сейчас его жене 51 год, но посмотрите на ее фото – она красавица! И была популярная в Южной Корее не менее, а может быть даже и более, чем ее муж. К тому же она всегда добавляет порцию скандала к светской хронике. Ее мать приговорили к году тюрьмы за подделку финансовых документов при покупке земли. Также в 2023 году правительство отказалось от проекта скоростной автомагистрали в Сеуле на фоне обвинений оппозиции, что ее строительство принесет пользу семье Ким за счет повышения цен на земли, которыми они владеют. Помимо этого, ее обвиняли 10 лет назад в причастности к манипулированию ценами на акции Deutsch Motors, дилера BMW в Южной Корее. В декабре 2023 года парламент, контролируемый оппозицией, даже поручил специальному прокурору расследовать эти заявления. Однако президент наложил вето на это решение. Сейчас в южнокорейских СМИ разгорается скандал с подарком Ким Гон Хи от священника. Нет-нет, ничего аморального. Если, конечно, не считать аморальным жене президента принять подарок стоимостью две тысячи долларов в стране, где дары дороже 750 долларов считаются взяткой.
Какому-то южнокорейскому журналисту Ким Гон Хи призналась, что ее муж – дурачок, и ничего без нее сделать не может. Так не она ли подсказала ему трюк с военным положением? События развивались так.
3 декабря 2024 г. Юн Сок Ёль объявил о вводе в стране военного положения - запрещалась любая политическая активность, включая работу парламента и партий, а также протесты, забастовки и стачки (последний раз военное положение вводилось в Южной Корее в 1979 г.). Он обосновал решение тем, что оппозиция парализует работу исполнительной власти. «Наша Национальная ассамблея стала убежищем для преступников, логовом законодательной диктатуры, которая стремится парализовать судебную и административную системы и свергнуть наш либерально-демократический порядок», - заявил президент. Лидер партии «Тобуро» назвал объявление военного положения «незаконным, антиконституционным и антинародным».
В тот же день депутаты Национального собрания единогласно приняли резолюцию, призывающую к отмене военного положения («за» проголосовали 190 депутатов, в том числе представители президентской партии). В соответствии с 4 пунктом 77 статьи конституции, президент обязан подчиниться решению парламента. В итоге военное положение было снято менее чем через шесть часов после его объявления.
4 декабря 2024 г. в Республике Корея рядом парламентских партий была инициирована процедура импичмента президента Юн Сок Ёля.
Утром 7 декабря 2024 г. президент принес извинения народу страны за свое решение о введении военного положения и заверил, что повторять ситуацию не собирается.
Голосование по ходатайству об импичменте было намечено на 7 декабря, но в итоге так и не состоялось из-за недостатка голосов депутатов Национального собрания. Оппозиционным партиям нужно было 8 голосов «за» от представителей правящей партии, но она почти в полном составе (кроме троих депутатов) решила бойкотировать заседание, лишив собрание кворума.
Ведущая в Южной Корее оппозиционная партия «Тобуро» объявила, что намерена добиваться импичмента президента и готова ставить этот вопрос на голосование в парламенте каждую неделю.
Рейтинг одобрения Юн Сок Ёля после его попытки объявить в стране военное положение упал до рекордно низкого уровня в 11%, а 75% граждан выступают за импичмент президенту. «Happy Birthday, mister President», - как пела Мерлин Монро для Кеннеди. И вот этот день настал. Парламент таки объявил ему импичмент.