Масуд Пезешкиан решил последовать примеру Владимира Путина, который редко остаётся с ночевкой в других странах, и совершить госвизит в Россию за один день. Однако программу сокращать не стали. Она вместила в себя и торжественную встречу с оркестром и почетным караулом в аэропорту, и церемонию возложения венка к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду, и поездку к Михаилу Мишустину в Белый дом. Несмотря на жёсткий тайминг, уже к обеду кортеж с долгожданным гостем подъехал к Большому Кремлевскому дворцу. Помещение, которое служба протокола подобрала для общения двух лидеров, должно была понравиться г-ну Пезешкиану. Пышная парадная гостиная оказалась оформлена в зелёных тонах: это главный цвет ислама и самый популярный цвет в Иране, символизирующий святость. На полу лежал роскошный ковёр такой же расцветки, вполне возможно, что персидский.
В отличие от Владимира Путина, одетого по всей строгости дипломатического протокола, Масуд Пезешкиан выглядел несколько необычно для государственного визита. На нем был темный пиджак и расстегнутая на верхнюю пуговицу голубая рубашка. Так мог бы выглядеть менеджер среднего звена на отдыхе, однако иранские журналисты не нашли в облике своего президента ничего странного. Галстуки в Иране, как выяснилось, не носят со времён исламской революции, считая его символом западной идеологии и культуры. А в отличие от прежнего лидера страны Ибрахима Раиси, г-н Пезешкиан - человек светский, поэтому появиться в Кремле в сутане он тоже не мог. «Оделся скромно, как всегда», - пожали плечами иранские коллеги.
Владимир Путин, приветствуя гостя, подчеркнул, что его визит имеет особое значение. “Мы не только будем иметь возможность и обсудим все направления нашего сотрудничества, но и подпишем большой базовой договор между Россией и Ираном о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве", - заявил президент. Он отметил, что перед подписанием стороны проделали большую работу. Новый документ, который приходит на смену прежнему, заключённому более 20 лет назад, по мнению ВВП, позволит придать дополнительный импульс по всем направлениям российско-иранского взаимодействия.
Масуд Пезешкиан вслед за Владимиром Путиным выразил удовлетворение тем, как развиваются отношения Москвы и Тегерана. И подтвердил намерение форсировать сотрудничество на базе новых договорённостей. Однако за иранской стороной, по всей видимости, числился какой-то застарелый, не известный широкой общественности «грешок», поскольку г-н Пезешкиан несколько раз упомянул про некие «ошибки и задержки», допущенные Тегераном. «Я старался приложить максимум усилий, чтобы все проблемы, которые существуют на нашей стороне до сегодняшнего дня, были устранены», - заверил он, пообещав, что прибывшие в Москву министры в течение дня проложат работу и договорятся о том, чтобы продвинуть подвисшие вопросы.
За что именно извинялся Падешкиан, стало понятно на пресс-конференции по итогам переговоров. Как известно, "Росатом" давно уже строит в Иране АЭС «Бушер». Первый блок был запущен в 2011 году, и с тех пор желаемого прогресса на стройплощадке не наблюдается, хотя публично иранские власти декларируют намерение развивать атомную энергетику и в прошлом году даже анонсировали новый крупный проект в этой сфере. Проблема, как оказалось, связана с деньгами. «У нас все немножко там сдвигается вправо, связано это с расчетами, с оплатой - здесь никаких секретов нет ни для кого. Но, тем не менее, работа двигается, идёт вперёд», - заявил Владимир Путин, отметив, что стороны обсуждали возможность ускорения строительства второго и третьего блоков АЭС «Бушер».
Однако главным результатом переговоров, как и ожидалось, стало подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве России и Ирана. Как ранее уже писал «МК», в нем нет статьи о заключении военного союза или об оказании военной помощи в случае агрессии против одной из сторон, как это предусмотрено аналогичным соглашением РФ с Северной Кореей. Вместо этого Москва и Тегеран взяли на себя обязательства не оказывать «никакой помощи агрессору, способствующей продолжению агрессии», и содействовать урегулированию возникших разногласий на основе Устава ООН и норм международного права.
Именно о такой позиции Ирана в отношении украинского конфликта заявил на пресс-конференции Масуд Пезешкиан. «Ведение боевых действий и война - это не решение вопросов. Мы приветствуем политическое урегулирование между Россией и Украиной. Мы должны уважать друг друга. Конечно, западные страны не должны заставлять других подчиняться себе», - сказал он. (Отметим, что это более мягкая формулировка, чем та, которая прозвучала из уст иранского лидера на Генассамблее ООН, где Пезешкиан заявил о том, что «Иран никогда не одобрял агрессию против Украины». В Кремле тогда пообещали продолжить разъяснять "иранским друзьям" причины и суть украинского конфликта и, видимо, достигли понимания.)
Президенты России и Ирана также прокомментировали соглашение о перемирии в секторе Газа, о котором Израиль и Хамас договорились в Катаре при посредничестве США и Египта. По словам Путина, достигнутые договорённости позволяют воссоединиться с семьями израильским заложникам и палестинским заключённым, а также увеличить поставки медикаментов, продовольствия и топлива в Газу. Он выразил надежду, что соглашение будет способствовать облегчению гуманитарной ситуации в регионе, однако долгосрочной стабилизации можно достичь только путём создания независимого Палестинского государства. Иранский лидер в свою очередь призвал Израиль воздерживаться от нанесения авиаударов и выполнить достигнутые договорённости по прекращению огня в секторе Газа.