По оценке российских и зарубежных экспертов, ускорение темпов продвижения наших войск в 2024 году во многом обусловлено массовым применением планирующих бомб. Российская промышленность освоила массовое производство планирующих фугасных и объемно-детонирующих бомб ФАБ и ОДАБ калибра 250 кг, 500 кг, 1500 кг и 3000 кг. Свободнопадающие бомбы оснащаются универсальными модулями планирования и коррекции (УМПК) и превращаются в эффективное высокоточное авиационное средство поражения.
Главное достоинство ФАБ с УМПК в том, что они способны после сброса лететь на дальность 50-70 км в автономном режиме. Это значит, что бомбардировщикам Су-34, чтобы бомбить позиции ВСУ, не надо подходить вплотную к линии фронта, где за ними охотятся зенитные комплексы ПВО Украины.
На Западе российские планирующие бомбы называют чуть ли не главной проблемой ВСУ. Счет их применения идет на тысячи. В сутки по позициям ВСУ прилетает 50-60 бомб.
И вот теперь, как пишет аналитик Дэвид Акс, у России появились еще более дальнобойные бомбы. Увеличить дальность, по его данным, получилось, благодаря оснащению бомб компактными ракетными двигателями. После сброса ракетные движки разгоняют бомбы до больших скоростей, что позволяет им планировать дольше и дальше.
По данным зарубежного аналитика, новые гибридные бомбо-ракеты с дальностью 120 км обеспечивают самолетам Су-30 и Су-34 возможность наносить удары, оставаясь вне досягаемости большинства украинских зенитных ракетных комплексов ПВО, а также ракет AMRAAM класса «воздух-воздух», которыми вооружены истребители F-16.
По данным иностранного аналитика, ракеты «Гром-Е1» уже использовались для атак по объектам ВСУ в Мирнограде, Херсоне и Харькове.
ВВС Украины тоже имеют на вооружении западные планирующие бомбы, например французские Hammer и американские JSOW. Однако их дальность меньше – около 64 км. Чтобы сбросить такие бомбы, украинские самолеты вынуждены заходить в зону поражения российских зенитных ракетных систем С-300 и С-400, а также истребителей Су-30 с ракетами Р-77.