ЕС охватил Западные Балканы программой «Центрально-европейской Ассоциации свободной торговли» еще в 1993 году. В 2006-м она была реформирована, но по-прежнему отвечает интересам интеграции в ЕС. Программа облегчила таможенное законодательство, подтвердила права на интеллектуальную собственность, позволила товарам и услугам западных Балкан выйти на рынки ЕС, по мнению заведующей кафедрой международных экономических отношений МГИМО МИД России, ведущего научного сотрудника Центра восточноевропейских исследований Института экономики РАН Марии Максаковой. Однако, например, в Сербии растут антиевропейские настроения. «Ключевой вопрос для евроинтеграции – статус Косово. Если раньше ее поддерживали 73% населения, то сейчас лишь 45%», - утверждает заместитель директора Института экономики РАН по научной работе Михаил Лобанов. «Сейчас от Сербии требуют гармонизации внешней политики с политикой ЕС, а это означает принять все рестрикции против России, - рассказывает старший советник посольства РФ в Республике Сербия Николай Помилуйко. – Также отношения с республикой Сербской (Босния и Герцеговина) охлаждают энтузиазм сербов к евроинтеграции».
Еще географически в регион входит Хорватия, но «она протестует против того, чтоб ее называли частью Западных Балкан. И даже законодательно приняла решение о невозможности восстановления Югославии ни в каком виде», говорит научный сотрудник Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований ИМЭМО Татьяна Попадьева. Хорватия уже вошла в ЕС и НАТО, но «президент запрещает использовать свои вооруженные силы на Украине», сообщила Татьяна Попадьева. Она считает, что для развития бизнес-связей с Хорватией есть потенциал, но мы мало информированы друг о друге: «Иногда всплывают факты российско-хорватских экономических проектов, и это вызывает скандалы. Что говорит о том, что мы видим лишь верхушку айсберга торговых отношений между нашими странами».
Сербия же инициирует проекты по объединению Западных Балкан, например, «Открытые Балканы». Он существует с 2021 года, но основные документы были подписаны только в этом году. Инициатива направлена на создание единого таможенного пространства и рынка рабочей силы, а также сплочения усилий стран по предотвращению чрезвычайных ситуаций. «Все это бы упростило торговлю в регионе, транзитные перевозки и туризм, но некоторые страны относятся к инициативе настороженно именно потому, что она исходит от Сербии», - считает Мария Максакова.
«Мы воспринимаем Сербию как поставщика сельхозпродукции, одежды итальянских брендов сербских производств и электротехники китайских компаний, производящихся на территории страны. Но на самом деле импорт Сербии в основном продукция машиностроения (40%), востребованная в регионе и ЕС», - сообщил Михаил Лобанов. Николай Помилуйко подтвердил цифры, которые приводит ученый, и согласился с его выводами.
А выводы неутешительные: в Сербии присутствовали российские энергетические компании, РЖД и Сбербанк. Последний ушел из страны в 2022 году в связи с началом СВО и наложенными европейскими санкциями. А в две другие сферы российского присутствия на рынках Сербии стремительно вторгается Китай. «Он оказался в нужное время в нужном месте», - заметил Николай Помилуйко. Дипломат считает, что «Сербия благодарна нам за то, что мы надежные поставщики газа, но не может об этом говорить». Уже сейчас рассматриваются поставки газа из Айзербайджана или с недавно открытого месторождения на шельфе Греции. Китаю же было отдано право строить новый НПЗ в Сербии, который будет конкурировать с российским и, возможно, разорит его. РЖД построило много железных дорог в Сербии, но сейчас открыта ветка скоростного сообщения с Будапештом, сделанная китайцами. И даже метро в Белграде к 2027 году будут строить китайцы, а подвижной состав и технологии передадут французы. Мы долго предлагали Сербии построить АЭС, но сейчас они склоняются к аналогичному французскому предложению. Сербия была единственной страной Европы, которая закупала российское вооружение, но постепенно отказывается от него в пользу китайских, испанских и французских производителей.
«Сейчас в Сербии появилось множество релокантов среднего и малого бизнеса из России», - сообщает Михаил Лобанов. Он считает, что это путь к сохранению своих позиций на рынках Сербии. «Российскому бизнесу в Сербии сейчас мешают логистика и проведение платежей. Сербские банки отказываются сотрудничать с РФ», - утверждает Николай Помилуйко.