Асад готов взять у России все, кроме советов: эксперты оценили положение России после переворота в Сирии

«Нельзя обойти вниманием чрезвычайно драматические события, которые разворачиваются в последние десять дней в Сирии, - уверен политолог Фёдор Лукьянов.

Фото: ru.wikipedia.org

«Нельзя обойти вниманием чрезвычайно драматические события, которые разворачиваются в последние десять дней в Сирии, - уверен политолог Фёдор Лукьянов. - Та скорость, с которой там дематериализовался режим, удивила даже специалистов. Мы увидели новый тип смены власти. Масса вопросов возникает относительно того, что было раньше, и со временем мы узнаем подробности начала этой гражданской войны». После 24 лет правления 8 декабря Башар Асад сложил с себя полномочия президента Сирийской Арабской Республики. Вооружённая оппозиция тем временем заняла Дамаск. На следующий день армия Израиля зашла на сирийскую территорию в районе Голанских высот. Контроль над ними, как заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху, Израиль намерен сохранить и в будущем.

«Нельзя понять то, что происходит сейчас, не оглядываясь назад. СМИ часто анализируют только текущий момент, поэтому их кругозор для анализа ограничен. Со временем такой подход приводит к ошибкам», - считает Джамиль Кадри, лидер московской платформы сирийской оппозиции, секретарь партии «Народная воля». По его мнению, были две системные причины, которые берут начало еще в 1958 году. Одна из них - объединение Сирии и Египта. «Насер [египетский революционер, военный, государственный и политический деятель, второй президент Египта] был настоящий патриот, но он ошибся и заплатил за свои ошибки».

Вторая: «Мы в Сирии живём уже 75 лет в однопартийной системе. Но власть была фактически в руках органов безопасности. Наверное, у власти не было других способов влияния на общество, так как политическая система была недоразвита».

Но, по словам Джамиля Кадри, есть и более глубокие причины кризиса. «Партия Баас в 1970-1980-х годах смогла достичь признания в обществе: антиизраильский и антиимпериалистический режим шёл навстречу чаяниям народа». Но тут сработал второй фактор — уровень жизни: «До 1970-х годов происходил рост экономики. Но с конца 1970-х годов начался экономический спад. Уровень жизни сирийцев упал – и недовольство стало расти. Первая мирная волна протестов в 2011 году отражала то, что уровень жизни стал важнее для людей, чем политический курс».

Со временем положение продолжало только ухудшаться, сегодня, по данным Джамиля Кадри, следующая ситуация: «Минимальная зарплата стала 20 долларов, а должна быть 120 долларов. Но это произошло не только из-за санкций, а из-за грабежа народа властью».

Сирийский эксперт считает, что Асад лично несёт ответственность за развал страны. Недовольство народа охватывает более 80 процентов населения, поэтому армия и не воевала. Военные и их родные живут в нищете, и моральный дух армии упал. «А, как говорят военачальники, высокий моральный дух дает десятикратное превосходство при одном и том же вооружении. В Сирии же картина обратная: десятикратное снижение мощи из-за упадка морального духа», - уверен Джамиль Кадри. Он рассказал, что после углубления кризиса Россия стала требовать от Асада провести диалог со всеми политическими силами страны. Семь лет советовали идти по этому пути, но «в Сирии даже появилась поговорка: Асад берет от России всё, кроме советов». Он не хотел договариваться и с Турцией. «А для Израиля Асад был очень удобным противником. Сейчас Израиль потерпел стратегическое поражение, потому что в его интересах был хаос на территории Сирии. Но оппозиционные сирийские силы быстро взяли власть и пока ведут себя очень корректно», - убежден Джамиль Кадри.

«Турция и Катар готовили это всё при содействии некоторых других государств. Но элемент неожиданности был достаточно высокий, - оценивает ситуацию в Сирии Виталий Наумкин, научный руководитель Института востоковедения РАН, профессор, академик РАН. - Кто пострадал? Больше всего пострадали курды – по ним нанесён сильный удар. Сегодня курдский фактор меняет своё место в балансе сил и в балансе армий в Сирии. Те, кто свергли Асада, — это не курды. Будут ли США и дальше поддерживать курдов?»

Эксперт поставил еще несколько принципиальных вопросов по произошедшему в Сирии: «Что будет с войсками Ирана, которые сохраняют приверженность прежнему режиму? Израиль как самый активный игрок в этом балансе сил может нанести удары по Сирии под предлогом борьбы с терроризмом. Для России репутационно это будет неприятно. Будут ли израильтяне наносить удар по Ираку? Куда перешли танки бывшего правительства Сирии. Задача всех тех, кто поддерживал режим Асада — самосохраниться. Не превратится ли этот гражданский конфликт в борьбу всех со всеми?»

Но Виталий Наумкин согласен с тем, что главные бенефициары конфликта — это Израиль и Турция. Правда, не совсем ясно, чего именно хочет Турция. По мнению профессора, беженцы не вернутся сейчас в разрушенную страну. Необходимо несколько лет и достаточное вложение средств в восстановление Сирии. «Вряд ли Турция возьмется за это, притом что Сирия уже съела достаточную часть ее бюджета».

«Падение режима Асада было не предположением – "если", а вопросом – "когда?" - убежден Таха Озхан, директор по исследованиям Института Анкары. - Режим Асада стал примером невозможности правительства управлять. У власти стояла клика меньшинства. Большинство населения было вынуждено переселиться. Власть удерживалась на небольшой территории в последние десять лет. В Сирии был режим квазиапартеида».

Турецкий эксперт считает, что после 11 лет агонии стоит поменять взгляды на внутреннее устройство в Сирии и внешним игрокам: «Необходимо произвести рекалибровку России, Ирана, США и Турции в регионе. Любой актор, который хочет иметь влияние в Сирии, должен предложить всеобъемлющий план по восстановлению страны и продемонстрировать понимание расстановки сил на Ближнем Востоке».

Ситуация в Сирии сейчас полна неопределённости. Разворачивается сценарий хаоса, так как любые революции сопровождаются насилием. Хотя все участники конфликта в Сирии испытывают усталость от гражданской войны. Оппозиция, которая сейчас находится у власти, тоже не очень мотивирована. Поэтому, по мнению Тахи Озхана: «Самый возможный сценарий для Сирии — это геополитическая рекалибровка. Турции выгодна территориальная целостность Сирии. Турция может взаимодействовать со всем перечнем акторов и работает над урегулированием ситуации в Сирии. Она хочет умеренной стабильности в ней».

Федор Лукьянов отметил, что Россия играла в последние годы активную роль в сирийском урегулировании и перемены касаются её непосредственным образом. Сейчас Россия находится в контакте со всеми группировками сирийской оппозиции, призывает отказаться от применения насилия и решать все вопросы посредством межсирийских инклюзивных переговоров при участии ООН.

Турецкий эксперт полагает, что «поддержка Россией Асада была продолжением холодной войны. Но после падения режима Асада у России также есть возможности в Сирии. Обстановка на Ближнем Востоке позволяет это. Россия избегает обвинительного дискурса в отношении захвативших власть сил в Дамаске, и это открывает окно возможностей».

Тахи Озхан также считает самой слабой позицией из внешних сил позицию США: «Коммуникация между Турцией и Россией будет решающим фактором в ситуации в Сирии. США являются наиболее слабым актором».

Источник: Московский комсомолец

Полная версия