США и Саудовская Аравия разработали ряд соглашений о безопасности и обмене технологиями, которые должны были быть увязаны с более широким ближневосточным урегулированием с участием Израиля и палестинцев, напоминает The Guardian.
Однако в отсутствие прекращения огня в Газе и перед лицом непреклонного сопротивления израильского правительства Биньямина Нетаньяху созданию палестинского государства – и его очевидной решимости начать наступление на Рафах – саудовцы настаивают на более скромном плане Б, который исключает израильтян.
Согласно этому варианту, США и Саудовская Аравия подписали бы соглашения о двустороннем оборонном пакте, о помощи США в создании гражданской атомной энергетики в Саудовской Аравии и об обмене на высоком уровне в области искусственного интеллекта и других новых технологий.
Израилю будет сделано предложение о нормализации дипломатических отношений с Эр-Риядом в обмен на принятие Израилем решения о создании двух государств для урегулирования 76-летнего израильско-арабского конфликта. Но согласно предложенному Эр-Риядом плану "Б", завершение американо-саудовских сделок не будет зависеть от согласия правительства Нетаньяху.
“Здесь должно быть место для модели ”меньше за меньшее", поэтому отношения с США не должны становиться заложниками прихотей израильской политики или Биньямина Нетаньяху", – комментирует аналитик Фирас Максад.
Администрация Байдена не смогла бы достичь исторического регионального урегулирования, к которому она стремилась на обломках войны в Газе, по крайней мере, не сразу, но это укрепило бы стратегическое партнерство с Саудовской Аравией, которое сдерживало бы растущее китайское и российское влияние.
Далеко не ясно, согласится ли администрация – не говоря уже о Конгрессе – с таким компромиссным исходом, отмечает The Guardian.
Выступая в понедельник в Эр-Рияде, госсекретарь США Энтони Блинкен продолжил увязывать американо-саудовскую сделку с нормализацией саудовско-израильских отношений и прогрессом на пути к созданию палестинского государства.
“Работа, которую Саудовская Аравия и Соединенные Штаты проводят вместе в рамках наших собственных соглашений, я думаю, потенциально очень близка к завершению, – сказал Блинкен на Всемирном экономическом форуме в столице Саудовской Аравии. – Но тогда для продвижения вперед в деле нормализации потребуются две вещи: спокойствие в Газе и надежный путь к созданию палестинского государства”.
Однако в лагере Байдена есть признаки колебаний. Официальные лица США, которые на прошлой неделе были непреклонны в том, что соглашения между США и Саудовской Аравией неразрывно связаны с нормализацией отношений между Саудовской Аравией и Израилем и решением о создании двух государств, в последние дни стали уклоняться от обсуждения этого вопроса.
Одной из целей поездки Блинкена в Эр-Рияд было завершение американо-саудовских соглашений, которые представители администрации называют почти завершенными. Однако они ясно дали понять, что окончательного прорыва не произошло.
“Мы близки к завершению, но они не добились такого прогресса, который позволил бы нам пересечь финишную черту, на что саудовцы надеялись, когда Блинкен должен был пройти”, – сказал Максад, который побывал в Эр-Рияде на прошлой неделе.
По крайней мере, первоначально американо-саудовская сделка была бы согласована независимо от развития событий в Израиле и на оккупированных территориях, но Израилю было бы сделано официальное предложение об обмене нормализации отношений с Саудовской Аравией – ключевой цели израильской внешней политики – на “необратимые” шаги по созданию палестинского государства на территории Газы и на Западном берегу.
США надеялись, что такое предложение станет проблемой в израильской политике, особенно на выборах, которые последуют за падением правительства Нетаньяху.
Согласно информированным источникам, ядерная часть американо-саудовской сделки может позволить Эр-Рияду построить конверсионный завод для превращения очищенного уранового порошка в газ, но Саудовской Аравии изначально не разрешат обогащать урановый газ на своей территории, что является ключевым ограничением для создания ядерной бомбы. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман в прошлом высказывал опасения по поводу распространения ядерного оружия, заявляя, что Эр-Рияд будет стремиться к созданию ядерного оружия, если Иран разработает свое собственное.
Отдельный американо-саудовский документ предусматривает заключение оборонного пакта между двумя странами.
“Как минимум, от саудовской стороны требуется нечто подобное тому, что США разделяют с Южной Кореей – за исключением статьи 5 [положения о взаимной обороне НАТО], но более строгое, формальное обязательство по территориальной обороне королевства”, – комментирует Максад.
Третья часть сделки предусматривает ослабление контроля США за экспортом в Саудовскую Аравию компьютерных чипов, используемых в средствах разработки искусственного интеллекта, что является ключевым элементом в стремлении Саудовской Аравии стать центром высоких технологий в регионе.
Все три части проекта соглашения предполагают, что США окажут жизненно важную стратегическую помощь Саудовской Аравии в обеспечении безопасности. Вместо прогресса на пути к израильско-палестинскому миру саудовская монархия представляет чисто двустороннюю сделку как победу США в их усилиях по сдерживанию иранского экспансионизма и в “соперничестве великих держав” Вашингтона, особенно с Китаем.
Эр-Рияд неуклонно наращивает объем вооружений, которые он закупает у Китая, поскольку в последние годы он страховал свои стратегические ставки. Администрация Байдена была застигнута врасплох в марте прошлого года, когда Саудовская Аравия и Иран объявили о заключении сделки по восстановлению отношений при посредничестве Китая.
Опасаясь потерять свою доминирующую роль великой державы на Ближнем Востоке, Байден отказался от своей попытки оказать холодное сопротивление принцу Мухаммеду в связи с такими злоупотреблениями, как убийство в 2018 году саудовского диссидента и журналиста Джамаля Хашогги, который был обозревателем Washington Post. Кульминацией сближения с США стало вызвавшее много критики столкновение Байдена и наследного принца во время президентского визита в Джидду в 2022 году.
Кирстен Фонтенроуз, бывший старший директор по странам Персидского залива в Совете национальной безопасности США, охарактеризовала ядерные, оборонные и ИИ-сделки как “результаты стремительной поездки Байдена в королевство”.
“Сделка была составлена с расчетом на то, что саудовцы приведут к нормализации отношений с Израилем, - подчеркивает Фонтенроуз. – Но израильское правительство в настоящее время придает большее значение блокированию создания палестинского государства, чем нормализации отношений с Саудовской Аравией. Таким образом, обсуждаемая сейчас сделка носит двусторонний характер”.
Однако Белый дом не хочет отдавать так много в отсутствие соглашения о нормализации, которое могло бы трансформировать израильско-палестинский конфликт. Оппозиция была бы еще сильнее в Конгрессе, который больше сосредоточен на плохом положении с правами человека в королевстве, включая убийство Хашогги.
Во вторник стало известно, что молодая саудовская активистка движения за права женщин Манахель аль-Отайби была тайно приговорена антитеррористическим судом к 11 годам тюремного заключения после ареста за “ее выбор одежды и поддержку прав женщин”.
“Если сделка не будет включать обязательства Саудовской Аравии в отношении Китая и Ирана, например, в обмен на гарантии безопасности, Конгресс спросит: ”А что это даст США?" – отмечает Фонтенроуз.
Однако Максад предположил, что аргумент о “соперничестве великих держав” в пользу подписания соглашения с саудитами должен быть достаточным для администрации Байдена.
“Если вы сможете связать Саудовскую Аравию с Соединенными Штатами стратегическим альянсом таким образом, чтобы отодвинуть Россию и Китай на второй план в этой части мира, это будет значительной победой для нынешней администрации, - сказал комментатор. - Это то, что в обозримом будущем консолидирует Ближний Восток как часть американского государства”.
Даже если бы этого было достаточно для Белого дома, этого почти наверняка было бы недостаточно для Сената США – а без одобрения Сената любые гарантии безопасности США и обещания технологической помощи, скорее всего, будут недолговечными.
“Без одобрения Сената это не имеет смысла, а без участия Израиля одобрение Сената не имеет смысла, - сказал Мэтт Дусс, бывший советник по внешней политике сенатора Берни Сандерса, ныне исполнительный вице-президент Центра международной политики. – Я по–прежнему озадачен тем, насколько одержима эта администрация этой сделкой, учитывая все очевидные недостатки и тот факт, что мы заключаем сделку не с Саудовской Аравией, а с одним парнем, коррумпированным психопатом”.