Политические партии Франции провели в понедельник экстренные переговоры, чтобы найти потенциальных союзников, поскольку страна готовится к самым важным выборам в законодательные органы за последние десятилетия, которые были назначены Эммануэлем Макроном после понесенного им сокрушительного поражения от ультраправых на выборах в Европейский парламент, пишет The Guardian.
Ультраправое «Национальное объединение” (RN) набрало в воскресенье около 32% голосов, что более чем вдвое превышает 15%, набранные союзниками президента, согласно экзит-поллам. Социалисты, набравшие 14%, оказались на волосок от группы Макрона.
Партия Возрождения Макрона имеет 169 депутатов в Национальной ассамблее и 88 мест насчитывается у «Национального объединения», пишет The Guardian.
Неожиданное и рискованное решение о проведении выборов так скоро может привести к тому, что после долгих лет бездействия основная политическая власть перейдет к ультраправым, а президентство Макрона будет сведено на нет за три года до его окончания. Если ультраправая партия получит абсолютное большинство голосов, президент фактически потеряет контроль над большей частью внутренней политики Франции, прогнозирует The Guardian.
“Это будут самые важные парламентские выборы во Франции и для французов в истории Пятой республики, - заявил министр финансов Бруно Ле Мэр в интервью радиостанции RTL. – Мы должны бороться за Францию и за французов. У нас есть три недели, чтобы провести кампанию и убедить французов”.
Эммануэль Пеллерин, депутат от партии Возрождения, сказал, что он и его коллеги “все еще в шоке”, добавив: “Все указывает на то, что “Национальное объединение” получит относительное или абсолютное большинство. Но это заставляет французов задуматься о том, что поставлено на карту”.
Голосование в законодательном органе состоится 30 июня, менее чем за месяц до начала Олимпийских игр в Париже, а второй тур состоится 7 июля. Результаты, вероятно, будут зависеть от того, насколько левые и правоцентристские избиратели настроены на то, чтобы удержать крайне правых от власти, отмечает The Guardian.
Этот шаг президента застал врасплох некоторых ультраправых лидеров. “Мы не думали, что это произойдет сразу после европейских выборов, даже если бы мы этого хотели”, - заявил заместитель председателя RN Себастьен Шену в эфире радио RTL. “Выборы редко бывают подарком, а в данном контексте таковыми не являются”.
Он призвал правых законодателей за пределами RN пополнить ряды в борьбе за победу над Макроном и сказал, что телегеничный президент партии, 28-летний Джордан Барделла, будет ее кандидатом на пост премьер-министра.
Наставница Барделлы Марин Ле Пен, занявшая второе место на последних двух президентских выборах, осталась лидером партии в парламенте и, как ожидается, снова будет баллотироваться в 2027 году в президенты Франции.
Барделла, Ле Пен и ее племянница Марион Марешаль, возглавлявшая список ультраправой партии "Возрождение" на выборах в ЕС, встретились в штаб–квартире RN в понедельник днем, чтобы обсудить возможную избирательную коалицию.
Рано вечером в понедельник Барделла сказал, что у Марешаля “конструктивный подход к “Национальному объединению””, и сказал, что надеется получить как можно большее большинство голосов. Он сказал: “Я полностью готов к общению с людьми, которые разделяют стремление воплотить некоторые из наших идей в жизнь”.
Лидеры крайне разобщенных французских левых – ультралевой партии LFI ("Непокоренная Франция"), коммунисты, социалисты и зеленые - также провели экстренные переговоры после заявления Макрона.
“У нас нет времени на проволочки”, - заявила журналистам Манон Обри из LFI. “Цель состоит в том, чтобы иметь возможность встретиться снова, построить будущее и, прежде всего, пойти и победить”.
Аналитики говорят, что явное ультраправое большинство маловероятно, отчасти потому, что избиратели часто используют европейские выборы как недорогой способ нанести удар по действующему правительству, и на парламентских выборах все вполне может обернуться по-другому.
Авантюра Макрона рассматривается как попытка извлечь максимум пользы из его слабой позиции, перехватив инициативу и заставив “Национальное объединение” перейти в предвыборный режим быстрее, чем ей хотелось бы. Президент будет стремиться сплотить центристских и левых избирателей в то время, когда по всему континенту наблюдается массовый шок после всплеска ультраправых настроений.
Источник, близкий к Макрону, сказал, что президент “стремился к победе”, добавив, что идея заключалась в том, чтобы мобилизовать избирателей, которые не пришли на выборы в воскресенье. “В этом решении есть смелость, готовность к риску, которые всегда были частью нашей политической ДНК”, - сказал источник.
Но другой источник, близкий к Макрону, сказал: “Я знал, что этот вариант рассматривался, но когда он станет реальностью, это будет что-то другое … Я не спал прошлой ночью”.
Объявляя о своем решении в воскресенье вечером, Макрон сказал, что не может притворяться, что на европейских выборах ничего не произошло. “Я решил предоставить вам выбор... Поэтому я распущу национальное собрание сегодня вечером”, - сказал он. Президент признал, что это решение было “серьезным и ответственным”, но назвал его “актом доверия”.
Он сказал, что уверен в “способности французского народа сделать наилучший выбор для себя и для будущих поколений”, добавив: “Сейчас самое время внести ясность. Я услышал ваше послание, ваши опасения, и я не оставлю их без ответа … Франции нужно явное большинство, чтобы действовать спокойно и гармонично”.
Не всех этот шаг убедил. Яэль Браун-Пиве, высокопоставленная фигура в партии Макрона, которая является спикером нижней палаты парламента, в понедельник утром, по-видимому, выразила некоторые сомнения, указав на то, что формирование коалиции с другими партиями во французском парламенте могло бы быть лучшим решением.
“Президент считал, что такого пути не существует … Я принимаю к сведению это решение”, - сказала она в интервью телеканалу France 2.
Рафаэль Глюксман, возглавлявший список Социалистической партии, сказал, что Макрон “уступил” Барделле. “Это очень опасная игра с демократией и институтами. Я поражен”.
Другой критик, Валери Пекресс, высокопоставленный деятель консервативной республиканской партии, заявила: “Роспуск без предоставления кому-либо времени на организацию и без проведения какой-либо кампании - это игра в русскую рулетку с судьбой страны”.
Мэр Парижа Анн Идальго заявила, что решение отправить Францию на избирательные участки всего за несколько недель до того, как столица примет Олимпийские игры в конце июля, было “чрезвычайно тревожным”.
Но глава Международного олимпийского комитета Томас Бах попытался смягчить эти опасения, заявив, что выборы были “демократическим процессом, который не помешает проведению Игр”.
Он добавил: “Франция привыкла проводить выборы, и они сделают это еще раз. Будет новый парламент, новое правительство, и все будут поддерживать Олимпийские игры”.