Конечно, в ходе выполнения этой очень важной функции у российских коммунистов иногда случаются и осечки. Например, кандидатом в президенты от КПРФ на прошлых выборах в 2018 году был Павел Грудинин — неопытный в политическом плане знатный аграрий, который совершенно не понял свою реальную роль в российской государственной системе и попытался, было, побороться всерьез — в том числе с использованием приемов, которые в Кремле сочли неприемлемыми, некорректными и даже запрещенными. В итоге Грудинина ожидало закономерное фиаско: 11,77% голосов (худший результат в истории КПРФ, хуже, чем у Харитонова в 2004 году) и изрядно подразрушенные карьера и репутация.
Нынешний кандидат Николай Харитонов — это тоже знатный аграрий. Но ошибок и просчетов Грудинина он точно повторять не будет. Харитонов — это абсолютно проверенный и надежный товарищ, которому можно смело доверять самые деликатные миссии. Выборы 2004 года, в которых он участвовал, занимают в современной политической истории России особое место. Победа Путина на этих выборах была предрешена изначально. Но по состоянию на начало 2004 года в Кремле так не думали. Это привело к серии необычных политических маневров — замене правительства не по итогам выборов, как того требовала Конституция, а до всенародного волеизъявления. Кроме того, от основных системных оппозиционных партий на выборы пошли не их раскрученные и всем известные лидеры Зюганов и Жириновский, а фигуры второго плана — Харитонов и бывший начальник охраны Владимира Вольфовича Олег Малышкин.
Ради справедливости добавлю: сказать, что тревоги Кремля по поводу тех выборов были совсем лишены оснований, нельзя. Например, избирательная кампания была ознаменована «исчезновением» кандидата в президенты Ивана Рыбкина (как выяснилось впоследствии, это было провокацией Бориса Березовского). Но не будем углубляться в дела давно минувших дней. Углубимся лучше в дела дней завтрашних.
Как я уже писал, российские президентские выборы 2024 года будут носить характер референдума о доверии действующему главе государства. Задача альтернативных (или лучше так - вспомогательных) кандидатов — выполнять роль спарринг-партнеров, обеспечивать легитимность выборов, показывать их демократический и открытый характер. И с этой задачей Николай Харитонов обязательно справится. Иначе просто быть не может.