— Дефицит летчиков в Военно-воздушных силах Украины очень большой, — говорит генерал-майор Владимир Попов. — Молодежь есть. Их могли сразу с учебно-боевого самолета Л-39 начать переучивать на F-16. Или набрать молодых летчиков, которые год полетали на Миг-29 или на Су-27, Су-25, которые еще есть на Украине. Может я скажу грубо, но они станут летающими мишенями для наших истребителей и систем ПВО.
Профессионалами, как считает эксперт, можно назвать военных летчиков второго класса, не менее того.
— Через три-пять месяцев они могут научиться летать по кругу на F-16, но без боевого применения. Одно дело выполнять учебно-тренировочные полеты на полигонах, и совсем другое, когда летишь на боевые задачи, где летчик уже чисто психофизиологически принимает решения по-другому.
Владимир Александрович отмечает, что F-16 является для Запада брендовым самолетом. У него очень много особенностей.
— Это многоцелевой, легкий, однодвигательный истребитель, у которого ручка управления находится на правом борту. Переучиваясь на этот самолет, надо себя психологически переламывать. У нас — традиционная система, штурвал или ручка управления находится по центру кабины между ног летчика, по осевой линии самолета. И ты находишься в контуре управления, держишь штурвал по центру самолета и по центру себя. Недаром у человека два глаза, два уха, две почки, мы — симметричны. Важна и внутренняя симметрия, и внешняя.
На F-16, как говорит заслуженный военный летчик, работает уже ассиметричность.
— В плане реакции, с точки зрения психофизики, уже будет какое-то запаздывание по времени. Ты работаешь уже не в контуре, не в симметричной системе.
Генерал-майор знает, о чем говорит. В свое время он командовал бомбардировочным авиационным полком, летал на Су-24М. По долгу службы ему приходилось работать с F-16 на практике. Он много раз бывал в служебных командировках на Аляске, в Канаде, где проходили совместные учения. Имел возможность и в кабине F-16 посидеть, и полетать на тренажере.
— Я говорю конкретно про себя, для меня летать на F-16 первые полгода было бы проблемой. Дальше я бы, конечно, вошел в эту систему, заставил бы себя ее понимать. Но это отнимало бы определенное время на принятие решения. Даже на действия. Запаздывание — доли секунды, но для мыслительной деятельности, психомоторики — это заметно. Что является достаточно отрицательным фактором.
Плюс ко всему, как говорит заслуженный военный летчик, все надписи в F-16, вся документация — на английском языке.
— Это — языковой барьер, как бы ты хорошо не знал в бытовом плане английский язык, технический английский — он особенный. Украинцы — те же русские. Им надо какую-то команду или информацию, которую они получают по приборам, перевести мысленно с английского на русский. Это тоже — доли секунды. Все эти доли секунд складываются, идет запаздывание, значит, реакция будет уже не такой, как надо.
Другое дело, если на F-16 будут действовать наемники.
Французский эксперт в сфере авиации, бывший пилот Сириль де Латтр в беседе с РИА Новости упомянул, что в мире есть две частные военные компании, у которых есть подготовленные для F-16 летчики. Это — канадская Top Aces и американская Draken International.
— В Канаде есть большая диаспора специалистов, которые отслужили или еще находятся на службе. Их могут отправить в отпуск или определить в частную военную компанию. Но я не думаю, что найдется много профессиональных, соображающих пилотов, которые полетали-повоевали и готовы будут сейчас отправиться на Украину.
Как говорит эксперт, они понимают, что это ни Африка, ни Ближний Восток и ни Азия. Что дело придется иметь с русскими летчиками.
— Когда, будучи в Канаде или в Америке, я начинал говорить, какие типы самолетов и вертолетов я освоил или имел опыт пилотирования, они всегда в знак признательности поднимали вверх палец. Русскую авиацию, нашу школу пилотирования, уважают во всем мире.
Но, как говорит заслуженный военный летчик, с миру по нитке, они, конечно, могут набрать наемников, так называемых, «инструкторов» — американцев, поляков, французов, британцев.
— Но они же привыкли, что их только гладят по головке. А как начнет все рядом взрываться, посмотрим на их психологическую устойчивость. Думаю, что многие задумаются, стоит ли даже за большие деньги так рисковать жизнью и здоровьем. Никакая страховка ведь потом не поможет.
— Сколько F-16 могут передать Украине?
— Из Дании и Нидерландов могут передать первым траншем штук 16. Великобритания может быть даст 8-10 F-16. Вот и все пока. Украине хотят дать те истребители, которые производились в Европе, не в Штатах. Потом, месяца через три, будут готовить следующие поставки. Поляки, может быть, дадут оставшиеся 8-10 самолетов, две эскадрильи. И все. К тому же, мы не будем ждать, когда вражеские F-16 взлетят и полетят в нашу сторону. Не допустим, чтобы их логистическая система работала на регулярной основе. Попросту превратим ее в металлолом, откуда бы не шли поставки, из Польши или Румынии.
Будет уничтожаться, как говорит генерал-майор, и инфраструктура военных аэродромов.
— Мы видим, например, как постоянно Вооруженные силы России наносят удары в районе военного аэродрома в пригороде Староконстантинова в Хмельницкой области. Я хорошо знаю этот аэродром, мы, в свое время, там базировались. Сейчас, видимо, есть данные, что там готовятся принять истребители F-16.
Как говорит генерал-майор, если американские истребители все-таки появятся на Украине, мы будем их регулярно сбивать. А это уже антиреклама F-16.
— F-16 — это самый массовый легкий истребитель в мире. Их уже сделано около 5 тысяч единиц, и этот самолет до сих пор выпускают массово. F-16 летают примерно в 60-70 странах мира. Если их начнут один за другим сбивать на Украине — это даст отрицательный эффект. Кто их будет потом покупать?