Впрочем, президент счёл необходимым добавить к своим тезисам несколько важных моментов. Он призвал не считать блефом возможность использования Россией тактического ядерного оружия мощностью 70-75 килотонн и пообещал найти возможность нанести удары по чувствительным объектам западных стран в ответ на поставки Киеву дальнобойных ракет.
Не секрет, что российские бюро западных информагентств опустели после начала СВО. Руководство постаралось по максимуму вывезти сотрудников - в первую очередь иностранцев. Сейчас в офисах работают максимум 3-4 человека, преимущественно с российскими паспортами. А первым лицам на встречу с Путиным пришлось добираться на перекладных. Однако не отказался никто. (По разным причинам до Питера в итоге не добрались индус, египтянин и бразилец, тогда как все «западники» приехали)
Кремль решил пригласить всех, не взирая на взгляды, отношение к СВО и статус недружественных стран. Тем более, что главные мировые агентства работают именно в таких странах. Как пояснил Дмитрий Песков, эти СМИ формируют мировые информационные потоки и являются законодателями информационной моды. Это уникальный шанс для них услышать правду из первых уст и понять позицию России, уверен пресс-секретарь.
Встреча была назначена в Лахта-центре, и президент на неё сильно опоздал. Виноват в этом, как рассказал сам ВВП, оказался глава «Газпрома» Алексей Миллер, проводивший для главы государства экскурсию по своему детищу. Из его цепких лап невозможно было вырваться, посетовал ВВП. Г-н Миллер обращал внимание на каждую деталь, готов был рассказывать о ней часами и просто «заражал своим оптимизмом». «Вас, наверное, продержали здесь полдня. Приношу свои извинения за это», - посочувствовал журналистам Владимир Путин.
Право задать первый вопрос по традиции получила женщина. Причём, из самой дружественной России страны. Представительница агентства Белта поинтересовалась, как складываются отношения Путина и Лукашенко и есть ли среди лидеров западных стран политики, с которыми можно выстраивать такой же конструктивный диалог. Следом слово получила главный редактор глобальных новостей агентства Рейтер Самия Накхул. Представляя журналистку, ведущий сообщил, что она была очень тяжело ранена в Ираке, и этот факт биографии привлёк внимание Владимира Путина. Президент поинтересовался в каком году и при каких обстоятельствах это случилось. Но услышав про вторжение 2003 года, тему развивать не стал.
Честно говоря, г-жа Накхул к встрече подготовилась не самым лучшим образом. По крайней мере, на первый вопрос, который она задала, Путин уже отвечал. Причём не один раз. Он касался будущего, более предпочтительного для РФ президента США. ВВП совсем недавно говорил, что для Москвы предпочтительнее Байден, прежде всего в силу своей предсказуемости. И повторил это объяснение снова. «Хотя по большому счёту нам все равно». По мнению Путина, гипотетический приход к власти Трампа скорее всего ничего не изменит в отношениях двух стран и не скажется на снабжении оружием Украины. «Украина в США никого не интересует, интересует величие США», - заявил президент, отметив, что Вашингтон не хочет допустить успеха России на поле боя, поскольку считает, что это нанесёт ущерб лидерству США. «В этом весь смысл», - уверен он.
Руководитель службы новостей немецкого DPA Мартин Романчик спросил, что ждёт Германию после того, как Олаф Шольц согласился поставлять дальнобойное оружие Украине. «Вы как-то предостерегли или может угрожали канцлеру, после того, как он принял это решение?» - с беспокойством вопрошал Романчик. Владимира Путина этот вопрос искренне рассмешил. «Почему вы решили, что мы кому-то угрожаем? Мы никому не угрожаем. Особенно главе другого государства. Это моветон», - отсмеявшись, заверил он. Впрочем, и самого Шольца, и в целом Германию ничего хорошего, по мнению ВВП, похоже, не ждёт. Путин намекнул на возможные проблемы партии Шольца на ближайших выборах - данные соцопросов, которыми его, как выяснилось, снабжают «надёжные немецкие друзья», свидетельствуют о недовольстве избирателей.
Что касается Германии, то она, считает Путин, никогда не была по настоящему суверенным государством. Однако последнее время, выполняя распоряжения США, Берлин наносит прямой ущерб своим экономическим интересам. Покупка СПГ обходится гораздо дороже, чем трубопроводный российский газ и подрывает конкурентоспособность немецкой экономики. «Экономика Германии - это локомотив. Если она будет чихать и кашлять, вся Европа заболеет гриппом», - пояснил Путин. И указал на ошибочность политики правительства Шольца, которое по его мнению, должно было прямо сказать США, что Германия не даст подорвать свою экономику.
Вопросы представителей западных агентств перемежались вопросами от журналистов дружественных стран. Всего на встрече присутствовали 16 человек - 8 от «коллективного запада» и идеологически близких Японии и Южной Кореи и 8 от ближайших партнёров. Это Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, КНР, Иран, Белоруссия и Турция. Стоит отметить, что все они последовали примеру представительницы Белта и спрашивали преимущественно об отношении России со своими странами. И получали на свои вопросы развёрнутые и, надо сказать, весьма оптимистичные ответы.
Самый актуальный вопрос задал главный редактор европейский информаци Франспресс Карим Тальби, который спросил о российских потерях в СВО. Путин никаких «своих» цифр по-прежнему не назвал. Однако поделился «украинскими»: ВСУ, по его словам, ежемесячно теряют 50 тыс человек, из которых примерно половина (25 тыс) - это безвозвратные потери. «Наши потери в разы меньше», - заверил он и для наглядности привёл в пример пленных. В российском плену, по данным президента, находится 6465 украинских солдат и офицеров. А в украинском - 1348 наших солдат. «И по безвозвратным потерям соотношение такое же - один к пяти», - сказал Путин. Иными словами, можно подсчитать: если у Украины ежемесячно 25 тыс погибших, то у России - 5 тыс.
Заместитель главного редактора итальянской ANSA Стефано Полли тоже задал вопрос, который уже звучал буквально на прошлой неделе в Узбекистане - о возможных последствиях для европейских стран ударов западным оружием по целям на территории России. Путин повторил свой предыдущий ответ. Однако сделал важное добавление. Россия, по его словам, может ответить асимметрично: в частности, поставить своё оружие в те регионы мира, откуда будут наносится удары по чувствительным объектам стран, являющихся поставщиками Киева. Первое, что приходит на ум это, конечно, Сирия и КНДР. Однако не совсем понятно, по каким чувствительным западным объектам они могут бить? По американским военным базам? К сожалению, г-н Полли на уточнениях настаивать не стал.
Вопрос представителя Ассошейтед Пресс развивал вопрос итальянца. Однако ему Владимир Путин счёл своим долгом обьяснить, что конфликт на Украине можно очень быстро прекратить. И президент Байден об этом знает. Он, по словам Путина, писал в Кремль соответствующее письмо, на которое получил соответствующий ответ. «Перестаньте поставлять оружие Украине, и военные действия прекратятся максимум через 3 месяца», - пересказал его смысл ВВП.
Под конец встречи внезапно снова встрепенулась Самия Накхул из британского Рейтер. За три часа встречи она успела придумать новый, впрочем, весьма предсказуемый вопрос. «Что может послужить сигналом для ядерной войны и насколько мы близки к этому?» - спросила журналистка. Владимир Путин в ответ посетовал, что его заставляют махать ядерной дубинкой и предложил заглянуть в ядерную доктрину РФ, где все написано. «Почему-то на западе считают, что мы никогда не используем тактическое ядерное оружие», - пожал плечами ВВП, напомнив, что доктрина допускает его применение в случае, если чьи-то действия будут угрожать суверенитету РФ. «К этому нельзя относится легко и поверхностно», - предупредил он. Путин напомнил, что Россия обладает тактическим ядерным оружием мощностью 70-75 килотонн. Поэтому лучше никому не доводить Москву до его применения. И даже до такой угрозы.