Послы стран-участниц Североатлантического альянса утвердили действующего премьер-министра Нидерландов Марка Рютте в качестве нового генерального секретаря НАТО. Рютте, которого выбрали за «ярко выраженные атлантистские позиции», официально станет генсеком 1 октября.
Последуют ли изменения в военной риторике НАТО и как будут складываться отношения с Россией после замены главы Альянса, в беседе с «МК» рассказал политолог, генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Марк Рютте один из «долгожителей» политического Олимпа в Европе. Политик является премьер-министром Нидерландов с 2010 года, также до недавнего времени был лидером европейской праволиберальной «Народной партии за свободу и демократию».
О личной жизни нового генсека НАТО известно немного. Он холост и бездетен, увлекается игрой на пианино, любит оперу. Будущий генсек НАТО предан старым вещам — предпочитает свой старый «Нокиа», так как «на нем удобнее отправлять сообщения». Политик ездит в офис на велосипеде. В тоже время, велосипед, как средство передвижения и старый кнопочный телефон могут быть грамотной пиар-работой. Например, известно, что Марк Рютте живет в пентхаусе в Бенорденхауте - одном из самых престижных и роскошных районов Гааги. Ходят также слухи, это не единственная роскошная недвижимость нового генсека НАТО.
Рютте один из немногих политиков, который открыто выступал против мер бывшего президента США Дональда Трампа по ограничению торговли с Евросоюзом. В тоже время он поддерживал его позицию по росту расходов на оборону среди европейских членов НАТО. Так, в январе этого года Рютте признался, что Трамп был прав, обвиняя страны Европы в том, что они недостаточно тратили на военные нужды.
При Рютте Нидерланды превысили требуемый НАТО порог военных расходов в размере 2% от ВВП страны, он также был одним из инициаторов создания международной коалиции для предоставления Киеву истребителей F-16. Кроме того, при его премьерстве Нидерланды поставляли Украине артиллерийское вооружение, дроны и амуницию.
Похоже, что ждать каких-либо изменений в военной риторике Альянса по отношению к России, не стоит. Рютте является ярым сторонником политики сдерживания России и уже успел заявить, что будет последовательно выступать за укрепление границ НАТО «перед лицом российской угрозы». Он также выступает за продолжение военной помощи Украине.
Западные политические эксперты уверены, что Рютте будет играть ключевую роль в мобилизации «уставших союзников» для продолжения поддержки Украины. В то же время ему придется дипломатически остужать пыл Киева, который так стремится в НАТО.
Вот какой характеристики удостоился Рютте от заместителя председателя Совета безопасности и экс-президента РФ Дмитрия Медведева: «Показная скромность в быту сочетается с яростью на политической трибуне. Нашу страну с некоторых пор люто ненавидит. Сторонник всё более жёстких санкций. Очевидно, будет верно следовать курсом классиков параноидального атлантизма».
По словам политолога Андрея Кортунова, хоть НАТО формально и многосторонний оборонительный союз, но фактически там выстроена строгая иерархия. Поэтому последнее слово будет вовсе не за Марком Рютте.
- В конечном счёте, главные решения принимаются не в Брюсселе, а в Вашингтоне. Так сложилось с самого начала создания блока, так продолжается сегодня и, наверное, так будет всегда, пока существует НАТО. Американский вклад в военные расходы НАТО является решающим. И американские генералы, конечно, имеют последнее слово в принятии важнейших решений Североатлантического блока, поэтому здесь роль генерального секретаря, а эта должность традиционно закрепляется за представителями европейских союзников США, она все-таки подчинена руководству Пентагона и тем американским военным, которые отвечают за Североатлантический альянс в Вашингтоне.
- Андрей Вадимович, и все же генсек какую-то роль играет?
- Безусловно, эта позиция достаточно важна, поскольку одна из главных задач генерального секретаря - это обеспечивать единство блока, то есть вести иногда сложные переговоры с отдельными его членами, искать компромиссы при решении сложных проблем, настаивать на выполнении тех решений, которые принимаются. В общем, эта задача иногда оказывается довольно трудной. Скажем, наверное, такой классический пример, когда Турция многократно нарушала какие-то решения или игнорировала рекомендации, исходящие из Брюсселя, например, в вопросах военно-технического сотрудничества с Россией (вспомним покупку С-400). И, конечно, это создавало головную боль, в каком-то смысле дополнительную нагрузку и на генерального секретаря Североатлантического альянса.
- Что из себя представляет Рютте?
- Замену Столтенбергу искали уже давно. Собственно говоря, он должен был уйти ещё в прошлом году. Этот вопрос, казалось, был бы предрешён, но столкнулись очень разные интересы и разные требования. То есть, кто-то хотел, например, чтобы генеральный секретарь был бы обязательно из стран Восточной Европы или стран Балтии, кто-то считал, что нужно искать обязательно женщину, чтобы отвечать модным ныне гендерным тенденциям, кто-то пытался продвинуть кого-то из традиционных американских союзников из крупных европейских стран.
Как всегда, в таких случаях бывает, кандидатов было много, но бесспорных фигур не нашлось. Поэтому Рютте в каком-то смысле компромисс, который всех устроил. Да, он опытный политик с большой, достаточно длительной карьерой в Нидерландах. Человек, который относится скорее к консервативным, чем к либеральным группам европейских политиков. Его даже иногда сравнивал с Маргарет Тэтчер по его политическим установкам. Это фигура в Европе хорошо известна, за ним нет большого шлейфа каких-то скандалов, и в этом смысле, наверное, он может считаться удобным кандидатом для и для Вашингтона, и для основных европейских союзников США в Североатлантическом альянсе.
Конечно, он сейчас будет принимать хозяйство в очень сложный период и проблем много, и пока ещё далеко не все страны члены НАТО вышли на уровень выделения 2% ВПП на военные расходы. Ясно, что существуют определённые расхождения в определении географических приоритетов НАТО и так далее. То есть, это будет, наверное, нелёгкая задача для нового руководителя, но, по всей видимости, решили, что именно Рютте с ней справится лучше, чем возможные альтернативы.
- То есть, ждать, что НАТО изменит свои антироссийские позиции, не стоит?
- Если говорить конкретно о НАТО, то, конечно, сейчас все ждут итогов выборов в Соединённых Штатах, поскольку, как мы знаем, отношение Трампа к НАТО неоднозначное. Он там время от времени грозится, что если страны Европы не возьмут на себя большее бремя военных расходов, то тогда он готов пересмотреть отношение Соединенных Штатов к НАТО.
По всей видимости, эти угрозы были восприняты достаточно серьёзно, поскольку даже в Конгрессе было принято законодательное решение о том, что президент не имеет право в одностороннем порядке выводить Соединённые Штаты из Североатлантического альянса.
Но с другой стороны, опыт первого пребывания Трампа в Белом доме показывает, что между риторикой политического уровня и конкретными решениями существует большой разрыв. Если говорить о практических решениях в Брюсселе, то между Трампом и Обамой было много преемственности. То есть, наблюдалось больше последовательности, чем инноваций. Поэтому рассчитывать на то, что в НАТО радикально что-то поменяется, если и когда сменится хозяин в Белом доме, я думаю, неправильно. Хотя, конечно, личность руководителей все-таки накладывает свой отпечаток и на деятельность Альянса, не стоит недооценивать роль личности в истории.