Напомним, что не совсем стандартное поведение натовских стратегических разведывательных беспилотников, которые практически ежедневно «висят» над Черным морем, отметили еще пару дней назад. Так, в понедельник вечером ряд каналов написал, что американский Global Hawk, вылетевший на разведку поближе к нашим границам, внезапно пропал с радаров. Впрочем, информация о возможном сбитии беспилотника не подтвердилась, натовский шпион спустя непродолжительное время снова появился на экранах радаров.
Ситуация повторилась на следующий день. Во вторник, 4 июня, RQ-4B Global Hawk с позывным Forte12 совершил полет в Черном море примерно в 250 километрах от Ялты и также отличился — периодически выключал транспондеры и летал вблизи территориальных вод Турции.
Ряд экспертов делают выводы, что американцы начали применять новую тактику полетов своих разведывательных беспилотников над Черным морем. Так, операторы выводят беспилотник в расчетную точку разведывательного маршрута и выключают ответчик опознавания, что серьезно осложняет нам идентификацию борта. В случае угрозы перехвата беспилотника его тут же уводят под защиту территориального воздушного пространства Турции, Румынии или Болгарии.
Другой информресурс предположил, что американский беспилотник 5 мая все же получил «ранение»: «Global Hawk сегодня сунулся и свалил. Получил излучение из глубинного космоса, пошел на ремонт».
По словам генерал-майора Владимира Попова, возможности «ювелирного устранения» вражеских беспилотников у нас есть. Одна из них — это создание индивидуальных помех для радиоэлектронной аппаратуры беспилотника. В случае успеха оператор (как правило, летательные аппараты управляются из командного пункта в Румынии) не сможет корректно управлять беспилотником стратегического назначения. Когда система управления начинает давать сбой, беспилотники вынуждены уходить из зоны воздействия на них. Такую же опасную ситуацию могла создать наша береговая система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), строго направленная на летящий объект.
- Не исключено, что беспилотники начали сопровождать электромагнитным излучением системы радиолокационного или радиотехнического противодействия, - говорит генерал. - И получили результат. Противнику пришлось отказаться от продолжения патрулирования. Натовцы считают, что их работа законна, мы считаем, что они работают здесь на птичьих правах, поэтому оказываем воздействие, иногда такое, косвенное. Его доказать тяжело. Они получают отказы или некорректную работу своей навигационной системы передачи сигналов данных и вынуждены уходить молча. Кстати, они не присылают нам ноты протеста. Хотя, по идее, могли бы это сделать.
- Почему американцы не отвечают хотя бы дежурной «обеспокоенностью»?
- Они прекрасно понимают, что находятся в неоднозначной ситуации, по сути, в роли пособника ВСУ, поэтому и молчат. Так было и после встречи их беспилотника MQ-9 Reaper с нашим истребителем Су-27. После крушения мы его подняли, разобрали. Кстати, это был аппарат, который шел под управлением НАТО, хотя был чисто американский.
- То есть, как в поговорке - знает кошка, чье мясо съела?
- Да, так и есть.
- Владимир Александрович, многие сейчас говорят, что эти беспилотники пора сбивать — США да и остальные страны НАТО все равно никак не ответят.
- Если они нагло ведут себя в районе береговой черты континентальной части наших старых госграниц - в районе Сочи, Новороссийска, Туапсе - то да. Но они, конечно, в наше воздушное пространство не заходят. А вот район Крыма - это проблема. Потому что полуостров многие западные страны, и США в том числе, не признают российским и считают, что это территориальные воды Украины. Поэтому там мы вынуждены работать очень дипломатично и даже ювелирно. В этом вопросе точность «скальпеля» должна быть миллиметровая. Чисто теоретически мы можем их сбить - у нас в Крыму стоят зенитные ракетные системы С-400, С-300, другие береговые комплексы, а также корабли, с которых можно запустить средства ПВО. Но физически пока мы этого делать не можем.
- Почему?
- Потому что войны нет. Если бы была объявлена война, тогда бы без разбора штамповали все подряд. Поэтому убирать беспилотники надо очень осторожно... Мы сейчас находимся на очень скользком пути, когда решаем такие вопросы - сбивать или отгонять беспилотники и мощные патрульные противолодочные самолёты «Посейдон». Они последнее время летают очень часто, но близко к нашим территориальным водам не подходят, так как действительно боятся.
- Начали говорить о новой тактике, которую применяют американские дроны - далеко не заходят, выключают транспондеры, а в случае опасности ретируются в территориальные воды дружественного им государства. Полеты с выключенными транспондерами едва ли не в территориальных водах являются нормой?
- Включенные транспондеры - элемент контроля использования воздушного пространства в международных правилах, и он должен соблюдаться. Но не в случае с военными самолетами. Стратегический беспилотник также относится к боевой авиации и имеет право, выходя за пределы национального воздушного пространства, выключать транспондеры для выполнения определённых тактических или оперативно-тактических задач. Это необходимо для того, чтобы остаться незаметным и в то же время выполнить какие-то манёвры, может быть, что-то отснять, передать. В нейтральных водах он может выключить транспондеры. Но когда боевая авиация пересекает международные воздушные трассы или треки движения, где интенсивно летает гражданская авиация, там транспондеры включают, чтобы обезопасить своё присутствие от столкновения с гражданскими воздушными судами, которые о них ничего не знают.