— У нас с вами, Константин, получается многосерийное интервью. Начали разговор весной, взяли паузу на лето, теперь вот встретились после празднования 125-летия Художественного театра. Хочу спросить про сегодняшнее настроение.
— Прекрасно. Все прекрасно.
— И никакого чувства похмелья после юбилея? Помните, у Василия Шукшина? "А поутру они проснулись…"
— Конечно, помню. Но оно ведь бывает разным, похмелье. Радостным, когда просыпаешься и понимаешь, что отлично провел время. А порой случается и качественно другого уровня: открываешь глаза и сознаешь, что все зря. Хотя привкус во рту, как правило, один и тот же...
У меня, образно выражаясь, первый вариант — послевкусие хороших посиделок.
— Смотрел на вас из зала и думал, что ссутулились еще больше. То ли по роли, то ли из-за жизни.
— Второе. Из-за жизни. Видимо, все-таки устал.
— Груз ответственности давит?
— Ноша приятная, хотя нервотрепки должность худрука, конечно, добавила.
— И ограничила свободу маневра?
— Безусловно. Правда, до сих пор так и не понял, насколько сильно. Определенные ограничения были и раньше, связывал их с работой благотворительного фонда. Многие поступки корректировал, сверяясь именно с этим. Чтобы не навредить.
Потом добавилась театральная история. Пока оставался в статусе актера, по сути, отвечал лишь за себя. Теперь хлопоты возросли кратно, нужно думать обо всем, что происходит в жизни МХТ. Постигаю эту науку.
— Не пожалели, что ввязались?
— Раньше следовало взвешивать риски — в день, когда соглашался. Сегодня метаться поздно.
Повторюсь, должность худрука чертовски тяжела, но и катастрофически увлекательна.
— В чем ваша мотивация?
— Она не поменялась с тех пор, когда уезжал из Санкт-Петербурга в Москву. Хотел проверить свои силы и крепость хребтины. Я ведь никуда не делся из профессии, а она не позволяет останавливаться. Надо покорять новые для себя пространства, поднимать планку. Сейчас идет очередная проверка.
— До перехода в МХТ однажды вы уже пытались покорить Белокаменную.
— Да, в 1996-м был опыт в "Сатириконе", где за относительно короткий срок многому научился.
— Видимо, что-то пошло не так, раз не задержались?
— Нет, я благодарен Константину Аркадьевичу Райкину и команде театра. Мы до сих пор в прекрасных отношениях. Многие уже ушли из труппы, но я вспоминаю тот период с теплом. Ощущения неудачи точно нет. Может, со временем научился любой опыт воспринимать исключительно с точки зрения плюсов.
Играл я в "Трехгрошовой опере", "Сирано", роли были с небольшим количеством слов, на сцене появлялся нечасто, поэтому с огромной радостью вернулся в родной Санкт-Петербург в Театр Ленсовета к Юрию Николаевичу Бутусову, и мы начали жадно работать над спектаклем "Калигула".
— Вас легко взяли обратно?
— Умные люди посоветовали мне не сжигать мосты, я послушался их и, служа в "Сатириконе", приезжал в Питер, играл в "В ожидании Годо" и "Войцеке".
— Сколько времени вы тогда провели в Москве?
— С полгода. Но наелся, как говорится, досыта… Пока не нашел съемную квартиру, жил в подвале "Сатирикона". Очень удобно: проснулся утром, умылся — и сразу на репетицию, никуда ехать не надо.
— Райкин потом не высказывал сожаления, что отпустил будущую звезду?
— Не слышал от него подобного. Повторяю, расстались мы прекрасно. Я заготовил прощальную речь, хотел поблагодарить Константина Аркадьевича за науку, но увидел его после спектакля (в тот вечер играли "Трехгрошовую оперу") — мокрого от пота, уставшего, даже обессиленного, — и весь мой стройный монолог мигом улетучился. Начал сбивчиво произносить путаные слова, Райкин остановил поток сознания и пожелал мне удачи. Сказал: жаль, что уходишь, но... Мы улыбнулись, пожали друг другу руки и на том расстались. Все.
Я пошел с этим багажом дальше, вперед.
— Чтобы вернуться сюда в 2003-м. За 20 лет почувствовали себя москвичом?
— Вот честно: не задавался этим вопросом, не забиваю голову подобной ерундой. Совершенно очевидно, что сегодня мой дом находится тут, здесь меня ждут.
— Вы как-то обмолвились, что равнялись в профессии на Олега Янковского, он служил для вас неким индикатором мастерства.
— Не вспомню контекст, но, полагаю, я говорил не только об актерском ремесле, но и о человеческих проявлениях. Олег Иванович действительно нравился мне и как артист, и как личность.
Речь опять же не только об игре на сцене или экране, но и о поведении в жизни. Отдаю себе в этом отчет.
— Прежде я не раз бывал в кабинете Олега Павловича, но теперь не узнаю его. Он стал другим.
— Стены те же.
— Ремонт вы делали?
— Да. Не нравится?
— Не вижу ничего, оставшегося от Табакова.
— Сразу решил, что не буду превращать это помещение в мемориальный музей. Не думаю, что и Олегу Павловичу понравилась бы идея. Теперь здесь вещи, каким-то образом связанные со мной. Могу рассказать о каждой, если интересно.
— Давайте пройдемся по фотографиям. Начнем с вашей совместной с Табаковым.
— В ней есть настроение. Нас поймали в момент очередного моего закидона. Мы же постоянно спорили с Олегом Павловичем, и сейчас это возвращается ко мне бумерангом.
— В смысле?
— В прямом. Прилетает по башке. Когда-то не соглашался с Табаковым, а теперь пытаюсь делать то, чем занимался он. Олег Павлович говорил о театре как о доме, где, извините, не надо гадить. Это если передать близко к оригинальному тексту, простыми словами…
— Табаков не особо ограничивал себя в лексике.
— Да, и мне однажды предложил вынуть моторчик из жопы. И такое было…
Что касается театра-дома, я возражал Олегу Палычу, говоря, что это краткосрочное объединение людей, которые полюбовно сошлись вместе на определенный период, а потом разбегутся в разные стороны. Они вольны заниматься чем угодно — сниматься в кино, играть в спектаклях на других сценах...
Табаков делал поправку на мою горячность и иронично посмеивался, мол, поговори, поговори. Сейчас уже я, будучи худруком, слышу нечто подобное от актеров МХТ и понимаю: все возвращается. Тоже стараюсь с юмором относиться к речам коллег, тем не менее пытаюсь организовать нашу жизнь интересно и содержательно, чтобы никому не хотелось бежать отсюда.
— А почему вы повесили фото Гагарина с дочками?
— Во-первых, человек-легенда с безупречной репутацией, во-вторых, хороший снимок, а в-третьих… Когда в 2020 году началась пандемия, мы с ребятами организовали некое мужское братство. Нас было десять человек — тех, кто решил финансово и морально поддержать коллектив Художественного театра. Мы назвали себя МХТ имени Гагарина — Мужской Хор Творцов имени Гагарина.
Опять спросите: почему именно Юрия Алексеевича? И на это есть ответ. Первая помощь была оказана нашим возрастным коллегам, чья зарплата очень зависит от количества выходов на сцену. Напомню, весной 2020-го театры на время закрылись, спектакли не игрались, вот я и предложил друзьям объединиться, чтобы поддержать тех, у кого нет такой финансовой прослойки, как у нас. Дескать, давайте немножко растрясем жирок.
Начали с помощи пожилым артистам нашего театра.
— Назовите великолепную десятку.
— Миша Пореченков, Игорь Верник, Стас Дужников, Миша Трухин, Леша Кравченко, Юра Стоянов, Андрей Бурковский, Толя Белый, Женя Миронов…
Сейчас забуду кого-нибудь, убьют потом… По-моему, всех перечислил. Ну, и я тоже был в этом хоре.
Мы запустили проект 12 апреля и установили возрастной ценз: под программу помощи попадали все, кто родился на момент полета в космос Юрия Алексеевича. Иначе говоря, от 1961 года и — вниз, вглубь веков.
— А что вы делали? Скидывались, пуская шапку по кругу?
— И это тоже. Еще прочитали в соцсетях поэму Игоря Верника о том, как Гагарин летел и видел Землю с орбиты, не подозревая, что однажды проклятый коронавирус захватит нашу планету…
Мы с ребятами решили не останавливаться: возрастным актерам помогли, давайте подсобим вахтерам МХТ, гардеробщикам, лифтерам, костюмерам...
Когда их обошли, а запал остался, постановили финансово поддержать молодых мам нашего театра, у которых дети не старше трех лет. Затем стали думать, кому бы еще помочь. Почувствовали в какой-то момент: это реально заводит и объединяет нас. Очень азартная штука!
Из-за локдауна в театр никто не приходил, все сидели по квартирам и дачам, а тут возникло ощущение, словно мы снова вместе.
Потом скинулись на памятник Кире Головко. Она дважды получала премию Табакова и умерла за год до ухода Олега Павловича из жизни, в 2017-м. Ее могила стояла без надгробия, и мы это исправили.
Осенью 2020-го поздравили коллег с полноценным открытием сезона, в декабре переправили какую-то сумму в Пермский край в благотворительный фонд, который приглашал Деда Мороза и Снегурочку к детям, оставшимся на Новый год в больницах. Для поддержания настроения, чтобы было не столь одиноко.
Словом, так мы продержались год и в апреле 2021-го самораспустились, МХТ имени Гагарина перестал существовать. Коронавирус понемногу отступал, все вернулись в театр, начали работать…
На память о нашем Мужском Хоре Творцов осталась вот эта коробочка конфет, ее подарили мне зрители после очередного спектакля. Видите, что написано?
— "Первый человек в космосе".
— Именно!
— Не съели?
— Ни одной! Сначала похвастался в нашем чате, мол, есть сладкий презент, "хористы" тут же в шутку стали требовать, чтобы поделился, и я решил: не доставайся же ты никому! И… положил конфеты на полку в кабинете.
— Еще вот про этот экспонат спрошу, и закончим экскурсию. Рядом с Гагариным висит фото Чаплина.
— Актер, который всю жизнь рассказывал о маленьком человеке. Будучи великим, не забронзовел и не сбил прицел. Считаю Чаплина одним из своих учителей.
— Но почему он в робе, а не в классическом котелке и с тросточкой?
— Как говорится, от сумы и от тюрьмы не зарекайся…
Это напоминание самому себе: в каких бы кабинетах ты ни сидел, всегда надо быть готовым к тому, что однажды придется встать и налегке уйти в светлую даль с запасом стрел. Вот и все.
— Помогает?
— Стараюсь не забывать. У меня не было и сейчас нет внутренней задачи держаться за кресло. Я здесь немножко для другого. Художественный театр построен не нами, мы обязаны сберечь его, сохранив историю и традиции. При этом место, которое Олег Павлович справедливо называл домом, должно оставаться теплым, живым и человечным.
— У вас на сколько лет контракт?
— На пять. Лишь кажется, будто долго, а фактически уже завтра закончится. Время быстро летит…
Кстати, вы знаете, что знаменитая чайка на занавесе МХТ парит слева направо, а на фасаде здания Федора Шехтеля в Камергерском переулке и на всех наших официальных бланках — в другую сторону?
— Почему?
— Хороший вопрос. Правда, ответ на него получить не у кого… Мы хотели побаловаться и войти с этим креативом в юбилейный сезон — развернуть чайку в нужном направлении, дорисовать ей обрезанные крылья. Потом решили повременить.
— Не определились с верным маршрутом?
— Проконсультировались со знающими людьми. Считается, полет справа налево — это из настоящего в прошлое, а слева направо — из настоящего в будущее... В общем, пусть пока так летает.
И в ту, и в другую сторону.
— В МХТ вы служите с 2003 года, но за 15 лет при Табакове сыграли лишь в пяти разных спектаклях. Он вас придерживал?
— Нет, это была моя позиция. Честно.
Олег Павлович периодически предлагал роли, но зачастую я отказывался. По разным причинам. Уже были назначены какие-то съемки, и я не мог их отменить, либо предложение, которое делалось, казалось мне не слишком интересным.
Так повелось с момента нашего знакомства с Табаковым, когда я клюнул на приглашение и приехал на "Утиную охоту". Начал репетировать и понял: роль Зилова мне на вырост, на премьере ее не сыграю, но тут есть где покопаться, поискать и найти в результате что-то стоящее.
Параллельно Олег Павлович предложил роль в "Табакерке". Я пришел, чтобы понять, о чем речь. Пьесу читал Табаков, стараясь сделать это смешно. Когда закончил, спросил меня: "Ну?" Я прямо ответил, что не позволял себе в Санкт-Петербурге участвовать в подобных спектаклях, почему должен это делать в Москве?
— Что было не так?
— Откровенно слабая драматургия. Какая-то третьеразрядная итальянская вещица. Играть было нечего. Я ушел, чтобы нагло продолжить репетиции "Утиной охоты".
— Как отреагировал Табаков?
— Честь и хвала Олегу Павловичу, переварил спокойно. И в дальнейшем я разговаривал с ним открыто, поскольку понимал: перехитрить его невозможно, не надо и пытаться. Единственным моим оружием была прямота. Объяснял, почему не смогу играть по многу спектаклей. Если репетировать и работать по максимуму, как нас учили в театральном институте, упаду без сил. По-другому не умею, не получается. Хорошо это или плохо, но факт.
Пару лет назад у меня оставался только "Контрабас". Помню, как мы с Глебом Черепановым сокращали его на сорок пять минут. Делали это буквально со слезами на глазах, поскольку придумали спектакль с начала и до конца, все было вкусно, но чем-то приходилось жертвовать. Надо ведь заботиться и о комфорте зрителя. В итоге ужали до часа пятидесяти пяти минут без антракта.
— Трудно, наверное, проводить одному на сцене столько времени?
— Да, пока это самый тяжелый спектакль в моей жизни. Не по внутреннему хулиганству, а по физике.
— Теряли вес?
— По первости — да. Очень сильно. И голос тоже. Потом как-то научился справляться, но все равно понимал, что играть "Контрабас" можно лишь при условии, что на следующий день будет выходной, отходняк. Хотя по факту получилось, что за семь или восемь лет существования "Контрабаса" такая радость случалась раз пять, наверное. Либо съемки назначали, либо другой спектакль ставили.
— Сколько у вас сейчас набегает выходов на сцену МХТ в месяц?
— По-разному. Как решит репертуарная часть. Я не влияю на процесс, лишь утверждаю финальное расписание.
— Но ваши пожелания наверняка учитывают?
— Прошу об одном: не мучайте. Бывают месяцы, когда у меня заняты по 20 вечеров. Это много. Такова вынужденная необходимость. Это важно и для кассы театра, и для зрителей.
— Народ идет на Хабенского?
— Получается, так. Пока идет. Видимо, сохраняется шлейф киноролей, помогая привлекать внимание к персоне.
— Скромничаете. По итогам года вас опять признали самым популярным актером страны. В опросе вы опередили Сергея Безрукова, Владимира Машкова, Сергея Бурунова и Александра Петрова.
— Это было неожиданно, честно скажу. Разговаривал потом с Юлей Пересильд, которую назвали лучшей среди женщин. Сказал: с тобой-то все понятно, а я с какого рожна? Фактически два года не работаю в кино. Только по мелочам. Чтобы было понятно: с момента, как стал худруком МХТ, у меня набралось — внимание! — 14 съемочных дней. Для сравнения: в обычном режиме проводил на площадке около 200 смен ежегодно. Не менее. А тут — две недели за два года.
Теоретически мог сниматься минувшим летом, но, во-первых, не получил по-настоящему интересных предложений. Во-вторых, принципиально решил отдохнуть, поскольку, как вы справедливо заметили, стал еще больше сутулиться. Очень устал.
— К морю рванули?
— По недельке разделил. Был на Байкале. Впервые приезжал пару лет назад, очень понравилось, решил вернуться. В этот раз и на Ольхон съездили, камушки с бережка побросали. Замечательное место!
— Купались?
— Обязательно. В августе самая теплая вода, градусов 18–20. Мне больше не надо. Хотя успел и в теплом море поплавать, и с друзьями совершить круиз по Волге, подняться из Астрахани в Казань. Против течения.
Собственно, и весь отдых. Теперь я чиновник, поэтому и отпуск сократился. Что стало для меня сюрпризом. Раньше-то, как актер, мог гулять почти два месяца.
— А где снимались, в каких картинах?
— Во-первых, "Малышарики". Кино для самых маленьких. Воплотили с Лизой Боярской мечту. Я давно озвучивал папу в проекте, а тут продюсеры наконец-то нашли деньги, режиссера и сняли полнометражный фильм. Я провел на площадке пять дней. Забавно, но при всей загруженности Елизаветы Михайловны Боярской и моей наиболее занятым оказался кот Куклачева, который так и не появился на съемках, поскольку гастролировал где-то в Казахстане. Такой вот прекрасный анекдот.