Зимние забавы без строгих правил. Во что играли жители Севера и Дальнего Востока

Зима в Арктике, как и на большей территории Дальнего Востока, длится далеко не три месяца. Мороз стоит такой, что лишний раз из дома выходить не хочется. Но издревле большую часть светового дня люд...

Фестиваль по разбиванию хребтовой кости в Бурятии. Евгений Коноплев/ ТАСС

Ударом — по костям

"В какие игры раньше играли люди, определялось типом хозяйствования. Буряты — исторически народ кочевой, скотоводы, отсюда много игр с костями домашних животных. Традиционное разбивание тыльной стороной ладони хребтовой кости быка или коровы — "хээр шаалган" — было своего рода обрядом инициации для молодых мужчин: разбив кость, мальчик обретал статус юноши", — рассказал доцент кафедры музеологии и наследия Восточно-Сибирского института культуры Чингис Аханянов.

Заготовкой костей занимались во время забоя скота, в конце осени — начале зимы. Их вываривали и очищали от мяса. Длина одного такого снаряда — 30 см, ширина — 6 см, а толщина — около 6 мм. Состязания начинают с костей потоньше — разбившие их продолжают борьбу и переходят в следующий круг. Сломать кость не так просто — резкий удар производят тыльной стороной ладони. Случается, что участники таких игр разрезали ладони и даже ломали руки — ведь с каждым этапом толщина и крепкость костей повышается.

Фестиваль по разбиванию хребтовой кости в Бурятии. Евгений Коноплев/ ТАСС
Фестиваль по разбиванию хребтовой кости в Бурятии

Аханянов отметил, что практически все игры бурят были направлены на развитие силы, выносливости, меткости и ловкости. Так же было и у эвенков, которые часто соревновались между собой в метании "маута" — аркана или в "куркате" — командном перетягивании палки.

Те же навыки развивали, играя, и удэгейцы — народ, живущий на территории Приморского и Хабаровского краев, например, при состязании "мосини" — борьбе на поясах. "Зимний мороз добавлял остроты, ведь соперники были обнаженными по пояс. Ухватившись за специальные кожаные ремни друг друга, борцы старались повалить противника спиной на снег и удержать в таком положении некоторое время. Коронным приемом бикинских удэгейцев был бросок через бедро", — рассказала младший научный сотрудник лаборатории антропологии Северной Пасифики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Арина Левченко.

На оленях и с собаками

Удэгейцы традиционно соревновались в беге на камусных лыжах, изготовленных из шкуры голени оленей или лосей, — это позволяло легче взбираться по склонам. С такими лыжами совершались целые забеги по замерзшим руслам рек на расстояние от 1 до 2,5 км лишь с одной палкой в руках. Более экстремальный вариант — скоростной спуск с сопки. Также молодежь развлекалась, катаясь на национальной обуви из сыромятной кожи — олочах: для этого подошву замачивали и ждали, когда она замерзнет — для лучшего скольжения.

Часто в играх народов Дальнего Востока использовался мяч, сшитый из шкур и обтянутый кожей животных. У эвенков это была забава под названием "мачикат" — инвентарь пинали ногами, соревнуясь по принципу эстафеты.

Эскимосский вариант отличался: две команды на поле пытались завладеть мячом, чтобы передать его самому главному — "маме". "Обычно в мяч играют летом, но эскимосские дети доставали его только зимой, когда возле яранг вырастали огромные сугробы", — рассказала председатель Инуитского приполярного совета Чукотки Валентина Леонова. Задача каждой из двух "мам" после того, как дети "добыли" и принесли ей трофей, — не только подбрасывать мяч ногами и ловить его, приговаривая специальные слова, но и не свалиться со снежной кучи — иначе неизбежно следовала замена капитана.

Собаки — верные и незаменимые спутники охотников удэгейцев, они тоже принимали участие в зимних забавах, в том числе в лыжных гонках на 150−200 м. Выигрывала самая быстрая и сплоченная пара — наездник и его собака.

Гонки на оленьих упряжках на Таймыре. Денис Кожевников/ ТАСС
Гонки на оленьих упряжках на Таймыре

Якуты традиционно состязались в гонках на оленьих упряжках, которые были частью так называемого северного многоборья. "Также это гонки на верховых оленях, северная борьба на снегу и буксировка лыжника оленем, — рассказал инструктор-методист Республиканского центра национальных видов спорта им. В. Манчаары "Модун" Дмитрий Сергеев. — Популярными играми были прыжки через нарты, метание аркана из тонких ремней оленьей кожи".

Принцип энергосбережения

Альтернатива играм на свежем воздухе — игры, в которые играли в жилище: все-таки при минус 60 много времени на улице не проведешь. Именно в юрте, сидя рядом с очагом, буряты издавна соревнуются в "шагаай наадан". Суть игры в сбивании одной косточки (косточки-цели) любой другой. Используются при этом небольшие бараньи таранные косточки, которые в зависимости от положения на поверхности обозначают "табан хушуун мал" — традиционные пять видов скота: овцу, козу, корову, лошадь и верблюда. Это игра на смекалку, счет и память: участникам игры нужно запомнить, какая сторона бараньей лодыжки, "шагай", какому из пяти животных соответствует. Нужно помнить и о других правилах: "шагай" бьют средним пальцем правой руки, выигранные лодыжки забирают только левой рукой, при щелчке и при собирании выигранных лодыжек нельзя задевать остальные лодыжки, а при подготовке к щелчку нельзя, нацелившись на одну пару, переходить на другую. Выигрывает тот, кто собрал больше всего лодыжек.

"Жестких правил в играх с костяшками-альчиками (надпяточная или таранная, располагающаяся в голеностопе, кость овцы, барана или другого мелкого рогатого скота — прим. ТАСС) не было — существовало много вариаций", — отметил Чингис Аханянов. Эта игра, как и разбивание хребтовой кости, и сейчас популярна в Бурятии. В последние годы в республике проводятся фестивали традиционных игр. Силачи и ловкачи соревнуются на национальных праздниках, в том числе во время Сагаалгана — буддийского Нового года, который отмечается в конце зимы.

Празднование буддийского Нового года (Сагаалгана) в Бурятии. Евгений Епанчинцев/ ТАСС
Празднование буддийского Нового года (Сагаалгана) в Бурятии

"Еще один исторический факт — у бурят популярностью пользовалась игра в "шатар" — шахматы. В XIX веке это была не редкость, есть документальное подтверждение — бурятские ламы (священнослужители — прим. ТАСС) обыгрывали декабристов", — сказал Аханянов.

Правила бурятских шахмат несколько отличаются, делая эту игру более затяжной — идеальной для зимних вечеров. Так, пешка — "хубуун" (означает "дитя") в "шатар" всегда ходит только на одно поле вперед, рокировка не делается, а если у одного игрока остается один король — объявляют ничью.

Собирательница и хранительница удэгейской культуры, экскурсовод национального парка "Бикин" и старейшина села Красный Яр Наталья Канчуга рассказала, что в ее детстве, в 1960−70-е годы, чтобы развлечь детей долгими зимними вечерами, взрослые раскаляли на плите маньчжурские орехи. Скорлупа трескалась, и дети вытаскивали мякоть спичками или специальными заостренными палочками. "Мы соревновались, кто больше орехов съест. Каждая семья заготавливала их на зиму в огромном количестве — и как лакомство, и как лекарство", — отметила старейшина.

Еще одно развлечение удэгейских детей, которое передается из поколения в поколение, — "игра в камешки". По правилам надо зажимать большим и указательным пальцами маленькие камешки — до пяти штук одновременно, подкидывать и ловить их. Выигрывает тот, кто ничего не уронил. "Сейчас бы сказали, что игра развивает моторику, делает пальцы более сильными и улучшает реакцию. А для многих поколений это было просто традиционным развлечением", — добавила Наталья Канчуга.

Эльвира Балганова, Ксения Сухих, Константин Васильев, Юлия Бочкарева, Дмитрий Осипов 

Источник: ТАСС

Полная версия