О том, какие регионы России врываются в лидеры спроса среди туристов, когда в российских отелях появятся невозвратные тарифы, с какими странами РФ прорабатывает полную отмену турвиз и насколько в 2024 году вырастет турпоток из Китая, в интервью в студии ТАСС в Координационном центре правительства на Международной выставке-форуме "Россия" рассказал заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
— Как вы оцениваете итоги 2023 года для туристической отрасли?
— Наверное, мало будет сказать, что прошлый год был удачным для внутреннего туризма. Он был очень удачным, и цифры это показывают. У нас рост туристического потока, по оперативным данным Росстата, за прошлый год порядка 20%. Мы превысили уже доковидный уровень. Отрасль полностью восстановилась. Растут доходы бизнеса и регионов, растут инвестиции.
Это очень важно, что не только мы и не только туристы поверили, но и бизнес поверил в российский туризм. У нас тоже предварительные данные, но я все равно их озвучу: порядка 43% за девять месяцев прошлого года составил рост инвестиций в туризм. Мы приближаемся к цифре более 600 млрд рублей, по самым скромным оценкам, по итогам 2023 года. Это беспрецедентная цифра, таких инвестиций в туризм не было никогда. Поэтому мы благодарны и бизнесу, и, конечно же, нашим гражданам и гостям страны, которые выбирают Россию для отдыха. Мы научились — и это хорошая тенденция — конкурировать со всем миром, потому что растет качество услуг, уровень сервиса, безопасность. Мы научились строить курорты мирового уровня — горнолыжные, пляжные.
Год действительно был удачный. Мы видим, что, например, доля поездок на Дальний Восток выросла в целом в поездках по стране. У нас сильно растет турпоток на северо-запад. Например, Санкт-Петербург вырос более чем на 30%. Ленинградская область — более чем в два раза. Калининград растет, Карелия, Байкал, поэтому очень позитивный год. Надеемся на то, что такая тенденция продолжится.
Говоря об оценках 2024 года, очень важно сохранить то, что мы уже накопили: тот накопленный спрос наших граждан на отдых в стране. Чтобы он не замещался на отдых на курортах других стран. Тенденцию, которая есть по росту, мы поддерживаем строительством номеров, открытием новых курортов, инвестициями в сервис, кадры. Потому что взрывной рост туризма, который мы видели, упирается в дефицит предложения.
— Вы упомянули о дефиците предложения. Насколько за прошлый год увеличился номерной фонд?
— Порядка 12 тыс. новых номеров за девять месяцев было бизнесом открыто и доступно для туристов. Что важно — у нас нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства" очень молодой, только в 2021 году мы его запустили по поручению президента. Результаты нацпроект начинает давать только сейчас, спустя три года. Потому что все программы, особенно по строительству гостиниц, занимают несколько лет.
Чтобы удовлетворить спрос, мы запустили программу строительства модульных гостиниц. Это быстровозводимые некапитальные строения, очень большой спрос сейчас на них. Все уже говорят о глэмпингах, где красивые виды, их можно строить практически в любых местах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий. Только по этой программе к концу 2024 года мы введем порядка 14 тыс. номеров. Также ожидаем ввод новых номеров по программе строительства крупных гостиниц, в рамках национального проекта по туризму, куратором которого является вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По ней мы предоставляем бизнесу льготные кредиты.
Представляете, какой разрыв между потенциальным спросом и тем, что мы готовы предложением удовлетворить? Поэтому надо наращивать номерной фонд, создавать точки притяжения. Мы весь этот потенциал реализуем.
— За счет чего будете наращиваться предложение?
— Исторически бизнес без мер поддержки порядка 11–12 тыс. номеров в год (при растущем спросе) строит сам. Поэтому я думаю, что где-то 40% в самых привлекательных местах, где высокая доходность, бизнес в состоянии построить сам. На остальное нужны дополнительные меры государственной поддержки. Поэтому мы расширили в этом году программу льготного финансирования строительства гостиниц. У нас было отобрано 20 тыс. номеров. Мы расширили эту программу до 48 тыс. номеров. 20 февраля закончился отбор по этой программе. Соответственно, еще 28 тыс. номеров у нас в стройке появится. Плюс модульные гостиницы, о которых я сказал. В конечном итоге мы должны этот сегмент, который требует больших капиталовложений, где сроки окупаемости достаточно длинные, поддержать, чтобы удовлетворить спрос. Будем поддерживать этими двумя основными программами. Плюс есть меры поддержки в рамках национального проекта МСП, также инициированного президентом: там и льготные кредиты, и зонтичные поручительства бизнесу, у кого не хватает залогового обеспечения, и многое другое.
— География внутреннего туризма очень широка, а какие направления пользуются наибольшим спросом?
— У нас есть традиционные регионы-лидеры — Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург. Но есть и регионы-лидеры по росту, то есть те, у которых максимальные показатели прироста туристического потока. Это Дальний Восток, это в целом Северный Кавказ, в частности Дагестан. Поездки на Северный Кавказ в полтора раза выросли только за прошлый год. Северо-запад — там на самом деле очень красиво: в Карелии, Ленинградской области. Там "Серебряное ожерелье России" создает туристический проект, большой маршрут между регионами северо-запада. Это еще одна точка роста.