В приграничном селе Звериноголовское, которое одним из первых приняло большую воду, паводок уже отступает. Достигнув 10,08 метра, уровень в Тоболе постепенно, но неуклонно снижается. Однако пока вода не уйдет со дворов, люди будут находиться в ПВР. Один из них оборудован в культурно-образовательном центре (КОЦ).
Екатерина Неизвестных несколько раз в день поднимается на второй этаж, чтобы из окна посмотреть на свой дом, у которого виднеется крыша вдалеке где-то у самой реки. "Стоит", - облегченно вздыхает. Эвакуируясь, она накидала в сумку семена - помидоров, огурцов, петрушки... Посевная же скоро! Они с мужем здесь уже шестой день.
Атмосфера в ПВР самая доброжелательная. Светло, чисто, по-домашнему уютно. Конечно, многое зависит от хозяйки. Культурно-образовательный центр, где размещены эвакуированные, находится в управлении Звериноголовского районного Дома культуры, который возглавляет Надежда Швидкая.
- Наш пункт рассчитан на 150 человек, но сейчас в нем 14 - многих приютили родственники, - рассказывает Надежда. - Два кабинета у нас оборудованы под изоляторы на случай, если придет человек с недомоганием. Пока его не осмотрит врач, он должен находиться там. Больных с хроническими заболеваниями сразу размещают в больнице, где также организован свой ПВР.
Фото: Виталий ГишкинНадежда Швидкая - супруга настоятеля местного Крестовоздвиженского храма, протоиерея Владимира. В семье - девять детей. Старшие уже выросли и стали самостоятельными, а двое школьников еще с ними. Дом Швидких тоже оказался в зоне подтопления. Спасает, что он стоит на пригорке, вода до него еще не добралась. Но на всякий случай, детей устроили в ПВР.
Отец Владимир за несколько минут до нашей встречи отслужил молебен от наводнений, совершил крестный ход по берегу реки и затопленным улицам села.
- Это время, которое показывает, какие мы есть, сплоченность нашу, - говорит батюшка. - Многие люди откликаются, помогают друг другу. Это также время, которое заставляет нас взглянуть по-другому на себя. В такой момент в сторону уходят взаимные упреки, обиды. Терпения всем, силы духа.
Вода из Звериноголовского уже пришла к их соседям в Притобольный округ. Один из пунктов временного размещения здесь находится в селе Межборное. Его организовали в местной школе-девятилетке. Учеников распустили на каникулы, а учителя работают - встречают эвакуированных. Сразу на входе стол справок. Здесь же людей регистрируют и размещают. Некоторые заселились целыми семьями, а Роман Понкратов привез аж две: свою и семью брата, пока тот на вахте.
- Я сам на днях приехал с вахты, а тут эвакуация, - рассказал Роман. - У нас с Аленой - двое детей-двойняшек, им по 12 лет, поэтому решили не испытывать судьбу. Взяли с собой и жену брата Екатерину с тремя ребятишками.
Екатерина приехала с коляской. В ней тихо и беззаботно посапывал четырехмесячный Кирилл.
- Все условия для малыша и других детей созданы, - говорит многодетная мама. - Медработник приходит. Питание хорошее.
- Сегодня на завтрак у нас была овсянка и какао, - знакомит с меню сын Екатерины, девятилетний Женя. - На обед мы ели суп гороховый, на второе была курица с гарниром. А что будет на вечер, еще не знаю.
Фото: Виталий ГишкинВсе Понкратовы расположились в одном большом кабинете физики. Ребятам здесь однозначно нравится. Когда еще они поваляются на матах! Правда, им предлагали раскладушки и кровати, но все дружно выбрали маты. В ПВР есть телевизор. На большом экране показывают любимые старые фильмы. Вообще, Понкратовы живут в райцентре Глядянском. Это в пяти километрах от Межборного. Ездят каждый день домой, кормить животных - и обратно в пункт временного пребывания.
Тем временем в Кургане приняты беспрецедентные меры для защиты города от наводнения. На набережной реки Тобол выросли длинные ряды брустверов из мешков с песком и глиной, земляные валы. Все приготовлено для отражения натиска большой воды. Ее ожидают здесь со дня на день.
Всего на территории региона подготовлены к приему эвакуированных, которые находятся в зоне риска подтопления и затопления, 99 пунктов временного размещения на 25 287 человек.
Полностью читайте в ближайшем номере "Российской газеты".
Фото: Виталий Гишкин