Сейчас под постаментом, побитом пулями и осколками, сияет обновленная табличка, на которой перечислены части и соединения, освобождавшие в те годы Авдеевку. Рядом увековечен отрывок из "Реквиема" Роберта Рождественского: "Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!"
А в крылатой тени МиГа недавно появился еще один мемориал с колоколом и крестом, под которым установлен памятный камень с двумя табличками. "Подвиги бессмертны. Слава переживет века. Память сохранят потомки", - написано на одной. На другой - список отличившихся в боях с ВСУ за Авдеевку соединений и воинских частей. И эта падающая от самолета на новый памятник тень сразу наводит на мысль о связи двух мемориалов, объединенных людьми и историей.
- Когда мы первый раз приехали сюда, над бурьяном и мусором возвышался чудом уцелевший во время боев самолет. Мы решили восстановить памятник. Приезжали сюда, убирали территорию, заново выкрасили каждую буковку. Пообщались с авдеевцами и узнали, что с 2014 года здесь не было Вечного огня. Его не разрешали разжигать, а место, где он горел раньше, разрушили. Тогда мы сварили под самолетом импровизированный постамент, поставили туда газовый баллон и во время нашей акции "Огонь памяти" привезли частичку Вечного огня из Александровского сада в Москве, - рассказывает замруководителя регионального отделения Народного фронта в ДНР Александр Юрченко.
Когда появился памятник тем, кто сражался за Авдеевку в 2024 году, спираль истории замкнулась. Теперь сюда приезжают отдать дань уважения и воевавшим в Великую Отечественную дедам и нашим современникам. Волонтеры поднимают здесь флаг России.
- Здесь, правда, до сих пор небезопасно. Вон там видны следы свежих прилетов. Недавно был взрыв возле храма Марии Магдалины, да такой силы, что завалило иконостас. Мы только окна заделали, а их опять повыбивало, - сокрушается Александр Юрченко. - А в другой раз мы с волонтерами убирали здесь территорию и начался сильный обстрел. Пришлось полежать. Осталось море впечатлений от посещения Авдеевки. В общем, пока работаем в бронежилетах.
Глубокая свежая воронка между храмом Марии Магдалины и памятниками наглядно свидетельствует о правдивости его слов.
Народный фронт также взял под свою опеку авдеевский храм Архистратига Михаила. Там еще недавно были разбиты окна, крыша, пол, а сейчас активно идут восстановительные работы.
- Люди сплачиваются возле храма. Здесь проходят службы, прихожане убирают территорию, на базе храма мы создали гуманитарный центр. Привозим продукты питания и теплые вещи для нуждающихся, - говорит Александр Юрченко.
На восстановлении храма трудятся не только "фронтовики", но и гуманитарный добровольческий корпус. Встречаю волонтеров из Югры.
- Не все соглашаются сюда приезжать и работать. Никто ведь не может дать гарантии безопасности. Но мы работаем. Уже перекрыли разбитую крышу, вставили окна. Еще восстанавливаем в Авдеевке школы, дом творчества, больницу. Город сильно разрушен, и прилеты продолжаются. Вот недавно прилетало рядом. Святое место нас бережет, но надо, конечно, подальше отодвигать линию соприкосновения. Очень жалко будет, если то, что уже отремонтировали, снова уничтожат, - говорит Андрей с позывным Лесник.
Он, кстати, участник СВО. А теперь приехал в отпуск восстанавливать авдеевский храм.
- Мы все здесь в отпусках, без зарплаты, а не в каких-то командировках, - поясняет Андрей-Лесник. - Многие думают, что приезжаем сюда заработать, но это не так. Просто кто-то отдыхает в Турции или в Сочи, а мы проводим свой отпуск с большей пользой.
Андрей сетует, что храм-то отремонтировать можно, но есть другая проблема - побитые иконы. Поэтому в Авдеевке очень ждут хороших реставраторов. Недавно, например, приезжал мастер из Екатеринбурга. За четыре месяца он постностью восстановил алтарь, от которого после боевых действий практически ничего не осталось.
- Обновленный иконостас установлен в память о всех бойцах, которые освобождали Авдеевку, в память о всех погибших, в память об активисте Народного фронта Давиде, который часто приезжал сюда, помогал нам, погиб в Курской области, - рассказывает местный житель Владимир. - Но кое-где мы решили оставить застрявшие осколки для будущих поколений. Вот здесь в полу, например, и вот здесь на иконе.
За храмом с самого начала следят прихожане, которые даже под обстрелами регулярно здесь собирались. Они же предотвратили его расхищение.
- Однажды увидели, как кто-то несет вот эту икону по улице. Остановили, забрали, вернули икону в храм. Даже когда все было разбито и по храму гулял ветер, все равно здесь было ощущение, что это святое место и кто-то присутствует. Во время обстрелов мы сюда забегали, читали молитвы, пока сверху от взрывов сыпалась штукатурка. А когда все затихало, уходили домой, - говорит живущая неподалеку от храма Вера.
В храм Архистратига Михаила перевезли на хранение иконы и утварь из другого сгоревшего авдеевского храма - Николаевского. Военные регулярно привозят сюда продукты для авдеевцев - делятся своими пайками. Вот и сейчас молчаливые ребята в форме скупо поздоровались, занесли и поставили ящики с консервами, перекрестились и ушли.
- Мы за них молимся. За всех сразу, - поясняет Владимир. - Однажды приехали штурмовики, привезли продукты. Спрашиваем - за кого молиться-то? Отвечают - за всю нашу бригаду. Мы спросили у батюшки, можно ли так. Он сказал - можно. Теперь в записочках "О Здравии" пишем не имена рабов Божиих, а названия штурмовых бригад, танковых полков, взводов БПЛА и других подразделений.
Спрашиваю напоследок, как авдеевцы будут зимовать.
- Сейчас всего самого необходимого, слава Богу, хватает. Есть еда, уголь, пенсию платят. Люди уже начали возвращаться в Авдеевку. Даже те, кого заставили эвакуироваться в Украину, едут в объезд через Польшу и Белоруссию, - говорит Вера. - Так что перезимуем, все хорошо у нас. Теперь точно хорошо. А будет еще лучше.
ОбществоДонецкая Народная РеспубликаВ регионахСпециальная военная операция по защите ДНР и ЛНР