Мы слишком часто видим только себя. Говорим: "я страдаю", "мне плохо" - а что на самом деле происходит? Чтобы это осознать, надо посмотреть на себя в пространстве. Необходимо включить мозги. Так много глупостей мы делаем - от эмоций, от нерешенности своих собственных проблем, от того, что мы мало видели, мало читали. Да просто мало думали. Зачерствели душой. Но если идти навстречу людям и не считать, что ты центр всего, - тогда, может быть, и жизнь станет легче.
Это работа, которую я люблю, мне интересно разгадывать роль, готовиться к ней, изучать для роли новые профессии, новые симптомы новых болезней. А суеверия - это не про меня. Мы все там будем. Кто бы думал, что с Брюсом Уиллисом такое случится? Никто не знает, где окажется завтра. И об этом нужно помнить и взрослым, и молодым, которые порой не хотят думать о том, какие проблемы их ждут впереди. Я всегда дружила с артистками старше меня - они гораздо мудрее и раньше меня прожили вот эти все этапы смены амплуа, смены занятости, взлета и падения востребованности - и я училась быть к этому готовой.
Раз в год я могу себе это позволить, сделать какое-то обкалывание - витаминами, гиалуронками и всеми остальными этими вещами, которые помогают. Но не более. Знаешь, мне хочется стариться достойно. Вот я помню Ию Сергеевну Саввину, я люблю каждую ее морщинку - лучики около глаз, около рта, я помню это всё и свет, исходящий изнутри человека. Совершенно неважно, как она выглядит, важен свет, который исходил из ее глаз. Все-таки во МХАТе есть какая-то культура актрис стареющих. Вот та же Наталья Тенякова - шедевр просто, великая женщина. Или Алла Борисовна Покровская - моя родственница любимая (мама Михаила Ефремова. - Прим. "РГ"). Они могут быть любыми, и мне неважно, насколько они сохранили молодость внешнюю, важно, что они сохранили детскость в душе, очарование, открытость.
Не люблю разговоры и мысли про мечты - ни сбывшиеся, ни несбывшиеся. Еще Раневская говорила: "Актер - кладбище несыгранных ролей". Не надо мечтать, надо делать то, что тебе дают. Делай то, что можешь, здесь и сейчас.