Родители казачки Ольги Кузиной были в числе некрасовцев, которые вернулись на теплоходе из Турции. В семье было четверо детей, самой младшей дочке — полгода. Ольга Яковлевна родилась уже на Ставрополье.
"Моей маме сейчас 91 год, но она до сих пор вспоминает, как было "в Туречшине". Они когда сюда приехали, говорили вроде по-русски, но на старославянском. Местные вообще не понимали, что они говорят. Ученые приезжали, были в таком восторге. Я была самая маленькая, не понимала, что они там все пишут", — рассказывает казачка.
И для некрасовцев, и для советских жителей Ставрополья теплоход стал машиной времени. Казаки-старообрядцы хранили свои традиции более 300 лет. "Они действительно приехали как на машине времени. Когда они вернулись, родители и по-турецки между собой разговаривали, если не хотели, чтобы дети поняли, о чем идет разговор. Мы спрашивали, почему они ругаются. Мама отвечала, что они вовсе не ругаются, а говорят по-турецки", — смеется Ольга Яковлевна.
На Ставрополье некрасовцы осели в поселке Новокумском, многие из них живут здесь до сих пор. В поселке создали Центр традиционной русской культуры казаков-некрасовцев и духовных молокан.
"Мы пытаемся сохранить и донести до нынешнего поколения традиции, обычаи, быт — то, как жили в Турции казаки-некрасовцы. В дни Рождества показываем сказки казаков-некрасовцев, проводим фольклорные программы. Иногда для гостей демонстрируем традиционные блюда — вареники с рыбой, плящинду, ярмик", — поясняет директор центра Оксана Шепелеева.
Перед празднованием Рождества некрасовцы держат пост — с конца ноября и до 7 января. В эти дни главная цель — очищение души. Казаки молятся, исповедуются, причащаются, помогают ближним. Накануне и в сам праздник некрасовцы вместе идут на службу в храм.
"Носители культуры, особенно те, кто пришел из Турции и у кого здоровье позволяет, всегда посещают службы и во время поста, и в Рождество. Это неизменно, они знают все молитвы. Ходят в церковь их дети и внуки. Сейчас увеличивается число молодежи, которая стремится на службы, держит посты", — поясняет Оксана Шепелеева.
В поселке, где живут некрасовцы, службы проводят в старообрядческом храме Успения Пресвятой Богородицы. В Турции тоже были свои храмы. "Наши жили своим селом, обособленно от турков. У них было две церкви — одна Троицкая, одна Успенская. Когда наши вернулись в Россию, турки не разрушили эти церкви, они так и стоят в нашем селе. Очень уважительно относятся", — рассказывает Ольга Кузина.
Праздничная служба в Рождество в Новокумском — одна из самых торжественных и красивых. Многие некрасовцы приходят на нее в своих традиционных костюмах. "Когда ехали сюда из Турции, у каждой женщины был сундук с нарядами, они все это хранили. И до сих пор, хоть и 60 лет прошло, у многих есть эти костюмы. Приезжают дети на Рождество — бабушки достают платья, наряжают дочку, внучек, нарядные идут в церковь. Дети с удовольствием надевают", — улыбается Ольга Кузина.
После службы в церкви некрасовцы отправляются домой, чтобы вместе с близкими отметить праздник. Накануне хозяйки готовят традиционные блюда — выпечку плящинду, горький перец горчичку, рыбу-медник и другое.
"У нас мама любила "копытца" печь. Это пышки, которые замешивают на кефире и смазывают вареньем. Варенье тоже варится особым образом, чтобы не растекалось, с мукой. Пышку раскатали, вареньем намазали и выпекают. Напекут пышек 15, когда нужно на стол — смазывают сметаной, ставят в печку, потом разрезают, получается как торт", — делится рецептом Ольга Яковлевна.
Многие блюда некрасовцев остались неизменными с тех пор, как их предки жили на Дону. Правда, сейчас появилась возможность собирать праздничный стол чаще, чем в Турции. "Тогда чуть победнее жили люди, готовили такие блюда реже. Сейчас уже чаще — на праздники и когда гости приходят. Наши дети повырастали, многие в другие города уехали. И часто говорят — а мы тоже плящинду печем, тоже "копытца" печем. Они помнят эту кухню, интересуются. Нам часто пишут в этнодеревню — покажите такой-то рецепт, а как готовить такое блюдо", — рассказывает Ольга Кузина. Рецепты от желающих никто не скрывает.
Ярмик. Продукты: стакан манки, стакан простокваши, два яйца, соль и сода — по щепотке. Для сиропа: стакан воды, стакан сахара. Манную крупу залить простоквашей и дать настояться. Взбить яйца с щепоткой соли, добавить соду и соединить с манкой. Смесь залить в смазанную маслом форму и выпекать в духовке. Сварить сироп из сахара и воды. Готовый ярмик нарезать ромбами и залить частью сиропа. Дать настояться, когда ярмик пропитается, залить оставшийся сироп.
Плящинда. Для теста: два стакана воды, мука и три столовые ложки растительного масла. Замесить упругое тесто. Разделить его на кусочки и сформировать шарики, которые нужно раскатать в тонкие пышки. Для начинки: полкило творога, 250 г сметаны, два стакана сахара и пачка растопленного маргарина. Получившейся смесью смазать каждую пышку и свернуть рулеты. Плотно уложить их в смазанную маслом сковородку, сверху посыпать сахаром. Выпекать в духовке сначала на сильном жаре, через полчаса перевести на среднюю температуру.
После разговения в старину по домам некрасовцев ходил батюшка с певчими — они пели христославение. Сейчас эта традиция встречается реже, но в Новокумском иногда тоже исполняют старинные церковные песнопения для сохранения традиций.
Одной из новостей для вернувшихся из Турции казаков было празднование Нового года 31 декабря. "Пока некрасовцы жили в Турции, они знали только старый Новый год. Нового года в современном понимании у них не было, они жили по старому летоисчислению. Конечно, это было новостью и удивлением. Но когда они приехали, здесь все было новостью и удивлением, все было по-другому и в новинку. Новый год, наверное, легче всего было принять", — смеется Ольга Кузина.
Сейчас все уже привыкли, отмечают обе даты. Старый Новый год у них больше ассоциировался с праздником Василия Великого. Накануне праздника выпекают каныш — многослойный пирог из смазанных лепешек. Между ними закладывают монетку. После церковной службы 14 января каныш ставится в центр стола.
"Нас в семье было пятеро детей и мама с отцом. Глава семьи разрезал каныш, его крутили три раза по солнцу, по часовой стрелке. На кого какой кусок глядит, тот и берешь. Если вдруг попадется монетка — значит, в этом году будет удача. Когда резали каныш, всегда вспоминали, кому досталась монетка в прошлом году и что у этого человека за год случилось", — рассказывает казачка.
Некрасовцы пекут каныш только раз в году — накануне старого Нового года. Если монетка не попалась в этот раз — значит, придется подождать еще год, надеясь не на удачу, а в основном на себя.
Надежда Колосова