В народе супругов Петра и Февронию из Мурома считали святыми задолго до 1547 года, когда Церковь узаконила эту традицию. Сохранились две рукописи рубежа XV-XVI веков, свидетельствующие, что уже тогда существовали церковные службы святым Петру и Февронии, почитаемых в народе чудотворцами. Мощи супругов были святыней Мурома, к ним съезжались со всей России, причем не только простой люд, но царственные особы. В 1549 году об успехе Казанского похода у мощей муромских святых молился Иван Грозный. В 1594 году бесплодная царица Ирина (Годунова) приехала в Муром помолиться святым о даровании ей ребенка, и долгожданный младенец не заставил долго ждать. Приезжали в Муром поклониться чудотворцам Петр I, императрица Екатерина II, император Николай I с наследником престола Александром Николаевичем (будущим императором Александром II). В дореволюционные времена день памяти святых Петра и Февронии был Днем города Мурома, который воспринимался жителями не иначе как День семьи. В 1992 году традицию вернули. А вскоре муромцы собрали без малого 20 тысяч подписей под призывом объявить 8 июля "Всероссийским днем супружеской любви и семейного счастья". Идея нашла поддержку, и с 2008 года день памяти святых начали отмечать как День семьи, любви и верности, а с 28 июня 2022 года, после подписания указа президентом Путиным, праздник стал официальным. То есть указ вернул и узаконил праздник, живущий в народе столетия.
Отношения княжеского сына Петра и простой крестьянки Февронии - яркий пример любви, преданности и самопожертвования, тех качеств, без которых счастливой семьи не построить.
Обычно о жизни святого и его духовном подвиге мы узнаем из его жития, но история Петра и Февронии исключение. Источник здесь "Повесть о Петре и Февронии Муромских", написанная в середине XVI века церковным писателем Ермолаем. Монашеское имя автора - Еразм, а вот фамилия его нам неизвестна: сам себя он называл Прегрешным.
История Петра и Февронии, изустно ходившая в народе с XII века, вдохновила Еразма-Ермолая на настоящий бестселлер - повесть расходилась по России огромным количеством списков (до наших дней их дошло более 300!). При этом любовь, приключения и даже мистика - только верхний слой шедевра. Книга полна глубочайших богословских символов, которые для наших предков были очевидны. Давайте и мы в них разберемся.
Итак, что же мы узнаем, прочитав нашу повесть? Петр был младшим братом князя Муромского Павла. Еразм начинает свой рассказ с того, что к жене Павла повадился ходить дьявол. Желая соблазнить ее, он каждый раз принимал обличье самого Павла, так что никто не мог понять, где Павел, а где дьявол. Скептик воспримет такое начало как сказку и будет неправ. Это в XX веке любая патология, в том числе и в интимной сфере, имеет свое название, язык XVI века был гораздо целомудреннее, зато он фиксировал духовную суть отклонений от нормы, считая их "посещением змия, дьявола", что мудро, потому что сам человек в этом случае отделяется от своего болезненного состояния. Итак, только наш герой Петр смог распознать дьявола и сразил его мечом. Издыхая, дьявол обрызгал Петра кровью, так что тот заболел - по его телу пошли язвы. Здесь опять перед нами символ: борьба со злом - а именно со злом в лице змия-дьявола сражался Петр - небезопасна, наш герой в этой битве мог и сам "приразиться к злу". Если знать, что древний глагол "приразиться" родственен слову "заразиться", смысл случившегося с Петром во время этой битвы станет ясен.
Никто не мог излечить Петра, и только Феврония пообещала ему помочь, но при условии, что он женится на ней. Не веря в то, что из этого что-либо выйдет и ему придется держать слово, Петр согласился. Феврония, хоть и была дочерью простого древолаза - ее отец собирал мед диких пчел, обладала даром целительства. Петр выздоровел, но, как это бывает, жениться не спешил. Тогда болезнь вернулась к нему снова. Тут уж Петр медлить не стал, и супруги зажили счастливо.
Вскоре умер Павел, и Петру предстояло стать князем. Но спесивые бояре не захотели, чтобы их княгиней была простая крестьянка, и поставили Петра перед выбором: либо найди себе княжну и садись на престол, либо не бывать тебе князем. Петр остался с Февронией, а та, обладая даром прозорливости, утешала мужа, говоря, что испытание ненадолго. Действительно, чванливые бояре вскоре перессорились, так и не решив, кто же будет править Муромом, и позвали Петра назад. Петр и Феврония "управляли градом со справедливостью и кротостью, а жили с любовью и в счастии".
Интересен такой эпизод, описанный Еразмом-Ермолаем. Как-то Феврония плавала по реке на лодке, и один боярин начал оказывать ей настойчивые знаки внимания. Тогда Феврония предложила ему зачерпнуть пригоршню воды с правой стороны борта и с левой и отпить из каждой. Воспылавший страстью боярин отпил, а Феврония спросила его, есть ли в воде разница. "Нет, вкус один", - отвечал ухажер. "Так же одинаково и женское естество, напрасно ты забыл жену и думаешь о другой", - отвечала Феврония.
В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг и завещали, чтобы их положили в один двойной каменный гроб с перегородкой. Вот как рассказывает Еразм-Ермолай об их кончине. Почувствовав приближение смерти, Петр послал к Февронии гонца со словами: "Пришло время, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Феврония в это время вышивала для храма лики святых и сказала: "Подожди еще, не окончила я работы". Но Петр торопил: "Отхожу к Богу и не могу тебя более ждать…" Тогда, на третий раз, Феврония воткнула иголку в незаконченную работу и испустила дух: в один день и час с мужем. Но на этом чудеса не кончились.
Зная, что Петр и Феврония приняли монашество, глупые горожане решили, что негоже им, монахам, лежать в гробу рядом, и положили каждого в отдельный гроб, причем поставили их в разных церквях. Но наутро обнаружили оба тела рядом в каменном гробу. Посчитав это недоразумением, горожане на ночь перенесли тела назад, но на следующее утро опять нашли их вместе. После этого никто уже не посмел разлучать Петра и Февронию. "Фантастика", - заявит скептик. Нет, прозрачный символ, иллюстрирующий библейскую истину "муж и жена плоть едина". И ни люди, ни расстояния, ни даже смерть не могут разлучить любящих.
Такая любовь, такая преданность и взаимопроникновение любящих были редкостью, чудом и тайной и в XII веке, и в XXI. Но и тогда, и сейчас люди понимают всю ценность подлинного чувства, именно поэтому веками не иссякают потоки верующих, которые молятся святым Петру и Февронии, желая приобщиться к такой божественной полноте любви.