Он был камертоном интеллигентности: умер дирижер Юрий Темирканов

В Санкт-Петербурге ушел из жизни художественный руководитель филармонии имени Д.Д. Шостаковича, дирижер, народный артист СССР Юрий Темирканов. 10 декабря ему должно было исполниться 85 лет.


Выдающийся дирижер долго болел. В январе 2022 года он оставил пост главного дирижера Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии. Но Юрий Хатуевич оставался не только художественным руководителем Санкт-Петербургской филармонии, эту должность он занимал с 1988 года, но и камертоном интеллигентности и подлинно высокого искусства.

Юрий Темирканов родом из Нальчика. Однако он давно стал одним из самых знаменитых петербуржцев. В 1962 году окончил оркестровый факультет, в 1965-м - класс оперно-симфонического дирижирования Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова).

О выборе жизненного пути Юрий Темирканов так говорил в нашем первом интервью:

- То, что я стал дирижером - это результат стечения множества обстоятельств. За редким исключением с детства всерьез намечаешь себе профессию. Я в детстве очень много рисовал и хотел быть художником, потом собирался стать скрипачом, а в итоге превратился в дирижера. Когда я был молод, то ко всем наставлениям старших относился снисходительно. Оказалось, что если даже ты и умен от Бога, то по-настоящему что-то понимать в жизни, в профессии, в людях начинаешь только во второй половине жизни.

Его профессиональный дебют состоялся в Малом оперном (ныне Михайловском) театре. Особая часть его жизни была связана с Кировским (ныне Мариинским) театром, где он прослужил с 1966 по 1988 год. Его оперные постановки неизменно становились событием, а "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", где он выступил и в качестве режиссера, вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства.

Вспоминая о своих годах в Кировском театре в одном из наших интервью, Юрий Хатуевич признался:

- Я не тоскую по театру, а с огромным удовольствием вспоминаю то время. Но что сейчас происходит в его стенах, я не очень знаю. На мой взгляд, колоссальное достоинство русского театра всегда было в том, что он имел постоянную труппу и огромный репертуар. Мы никогда не выпускали "бройлеров" - каждый месяц по премьере, которые исчезают с афиши так же быстро, как и появились. Это не в характере русского театра. У нас ставился спектакль, который мог идти десятилетиями - до тех пор, пока он морально не устаревал. Русский театр был хранителем традиций и духа всей русской культуры. Конечно, театр не может обойтись только русскими названиями. Это было бы абсурдно. И все-таки фундаментом русского театра должна быть русская классика. А "конвейерный" подход - это самое плохое, что мы сегодня пытаемся заимствовать у западного театра. При том, что ни миланский "Ла Скала", ни Венская Государственная опера так не делают.

Юрий Темирканов сотрудничал с самыми известными музыкальными коллективами мира. Дебютировав в 1977 году с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Темирканов в 1979-м стал главным приглашенным дирижером этого коллектива, а также Филадельфийского оркестра; с 1992 по 1998 год являлся главным дирижером Лондонского Королевского оркестра. В разные годы также был приглашен дирижировать в Германии и в Дании. Подписав контракт с оркестром Датского радио, полушутя-полусерьезно сказал в интервью:

- Я очень люблю Данию. Там очень хорошо лечить нервы, особенно после Америки. А если бы у меня не было никаких обязанностей, я бы жил на природе - дышал свежим воздухом и слушал тишину.

Юрий Темирканов - полный кавалер российского ордена "За заслуги перед Отечеством", удостоен звания народного артиста СССР. Он дважды лауреат Государственной премии СССР и еще дважды Государственной премии России за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры. И полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", командор ордена Звезды Италии, кавалер японского ордена Восходящего солнца. Его записи музыки Сергея Прокофьева к фильму "Александр Невский" (1996) и Седьмой симфонии были номинированы на премию Grammy.

Юрий Темирканов без кокетства замечал:

- Очень часто люди снисходительно говорят о наградах. Я думаю, они лгут. Прекрасно презирать награды, как и деньги, только имея их. Хотя, конечно, с другой стороны, когда ты молод, каждая награда чрезвычайно радостна. И сейчас приятно получать награды, но того естественного восторга, который был бы у меня лет тридцать или сорок назад, я уже не испытываю. Я постарел, поумнел, поуспокоился. Если артисту начнет очень нравиться то, что он делает, следовательно, этот человек уже умер как артист, его хоронить пора.

Великий дирижер очень сожалел, что редко бывает на родине и рассказывал:

- Когда приезжаю в Нальчик, обязательно с родственниками общаюсь по-кабардински. Моя мама до конца жизни с трудом говорила по-русски. У Гамзатова в его чудной книге "Мой Дагестан" есть такой сюжет: он встретился в Париже с дагестанцем, которого на родине считали погибшим. Вернувшись, рассказал родственникам этого человека, что тот жив. А мать его спросила: "Расул, как ты разговаривал с моим сыном?" Гамзатов ответил: "У нас был переводчик". Она заплакала: "Значит, правда, что он погиб". Красивая притча, правда? Гены, семья очень важны для людей…

Источник: Российская газета

Полная версия