Не смотря ни на что: когда в России запретят "Семнадцать мгновений весны"

Собственно, тому, кому и как следует доносить, и посвящен министерский приказ.

Фото: Erik Reis - IKOstudio/Ingram Images/Global Look Press

Собственно, тому, кому и как следует доносить, и посвящен министерский приказ. Полное его название: "Об утверждении Порядка и случаев выдачи заключений о наличии в фильмах, на которые отсутствуют прокатные удостоверения на фильм, материалов, дискредитирующих традиционные российские духовно-нравственные ценности и (или) пропагандирующих их отрицание, либо отказа в выдаче таких заключений".

Датирован документ еще 29 декабря прошлого года, но стал известен буквально только что - после того как был официально зарегистрирован. Дата вступления приказа в силу: 1 марта 2026 года. Утвержденный порядок, если вкратце, таков:

1) "Обращение в произвольной форме направляется лицом в Министерство культуры РФ" (по любому из возможных каналов - в электронной форме по официальному адресу электронной почты Минкультуры, посредством почтовой связи либо электронного документооборота).

2) Обращение рассматривается, готовится соответствующее заключение (к его подготовке будут привлекать экспертный совет по оценке фильмов при Минкультуры), которое в срок не позднее 20 рабочих дней со дня регистрации обращения (если хронометра фильма составляет более 420 минут, - не позднее 30 дней), должно быть подписано уполномоченным должностными лицом.

3) В срок не позднее 1 рабочего дня со дня подписания этот вердикт направляется Министерством культуры РФ в Роскомнадзор с одновременным уведомлением об этом лица, направившего обращение.

О том, что будет делать Роскомнадзор, не сообщается, но, думается, это и так понятно: принимать все меры к тому, чтобы фильм с материалами, "дискредитирующими традиционные российские духовно-нравственные ценности", никто больше в России не увидел.

В общем, все четко и ясно. Правда, пары важных элементов в этой стройной картине все-таки не хватает. Во-первых, граждане, "сигнализирующие" цензорам о дискредитирующем наши ценности кино, вряд ли точно знают, присутствует у крамольного произведения прокатное удостоверение или отсутствует. Очевидно же, что доносить будут на всю подряд: и "прокатное", и "непрокатное".

Ну, и что делать, если дискредитация благодаря бдительным гражданам обнаружится в "прокатном" кино? Нет, по логике-то - логике самого приказа и законов, на которых он зиждется, - абсолютно ясно, что делать. Как говорила в похожем случае персонаж фильма "Покровские ворота" (его тоже, кстати, не мешало бы проверить на ценности): "Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов".

Ну, в смысле, конечно же, запрещать. Отзывать прокатное удостоверение. Иначе какие-то двойные стандарты получатся. Но порядок реагирования на такие обращения пока не прописан.

Во-вторых, для того, что механизм кинодоносов заработал в полную силу, бдительность политически сознательных граждан нуждается в некоем поощрении. А несознательность, напротив, - в примерном наказании. Вспомним зарекомендовавший себя опыт сталинских времен: сексотам, разоблачившим госизмену соседей по коммунальной квартире, в качестве награды за бдительность и неравнодушие часто доставались комнаты врагов народа.

Нет, изымать жилплощадь у тех, кто смотрит "неправильные" фильмы (и не доносит о них), в пользу доносящих, может быть, и слишком. Пока, по крайней мере. Хотя тут все зависит от того, какой именно фильм. Но как минимум конфискация в пользу добровольных помощников Минкульта "орудий преступления" - смартфонов, планшетов, телевизоров - вполне бы уже соответствовала, так сказать, духу и требованиям времени.

В общем, поработать еще есть над чем. Работы, если вдуматься, вообще непочатый край. Непаханое поле. Ситуация в мировом кинематографе прекрасно описывается известной формулой, которую часто приписывают Феликсу Дзержинскому: "Невиновных у нас нет - есть непроверенные". Если кто-то, к примеру, думает, что от подозрений совершенно свободен советский кинематограф, то думает он так совершенно напрасно.

Крамолу можно обнаружить практически в любом фильме, в том числе - в снятом в СССР. Надо только как следует в него вглядеться. Возьмем, чтобы далеко не ходить, такое известное произведение, как "Семнадцать мгновений весны". На первый взгляд - совершенно невинное. Но если хорошенько настроить оптику, увидим страшное.

Главный герой сериала, Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, под предлогом зарубежной командировки вопиюще пренебрегает супружескими обязанностями, годами не общается с женой. И детей как будто тоже не имеет. Во всяком случае, в фильме, в отличие от литературной первоосновы, о детях никакой информации нет. Короче, налицо дискредитация семейных ценностей. И это еще в лучшем случае: с другими-то женщинам у героя тоже никакого интима, избегает герой прекрасный пол. Так что думай про героя, что хочешь.

А в некоторые советские фильмы и вглядываться не надо: непотребство видно невооруженных глазом. Вот, к примеру, краткое содержание картины "Одинокая женщина желает познакомиться", обнаруженное на сайте "Кинопоиск": "Намыкавшись с подобранным по объявлению бывшим спортсменом, а ныне просто алкоголиком Валентином (Александр Збруев), героиня Купченко бросает идею выйти замуж и в финале целуется с соседкой, такой же одинокой дамой, отчаявшейся познакомиться с достойным мужчиной".

В общем, куда ни кинь в советском кино... Впрочем, к современному российскому кинематографу претензий того же сорта можно предъявить не меньше. А когда современный соединяется с советским и получается ремейк, вообще пиши пропало. Ужас, ужас, ужас. Яркий пример - фильм "Чебурашка". Не все увидели в нем пропаганду сатанизма, но нашлись, слава богу, граждане, способные разглядеть и не способные смолчать.

Глаза соотечественникам на главного героя этого кинопроизведения открыл именитый философ, директор Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ Александр Дугин. "Образ Чебурашки создан на основании древних пентаклей, воспроизводящих символические черты демона Луны Шедбаршемот Шертатана", - режет правду-матку философ в своем телеграм-канале.

Кстати, дарим лайфхак: хотя доносы на фильмы, согласно приказу Минкультуры, можно будет строчить анонимно (никто не заставляет указывать паспортные данные), распознать автора обращения, изобличающего "Чебурашку", будет несложно. Ну, по крайней мере, если там будут фигурировать "древние пентакли" и "Шедбаршемот Шертатана".

Масштабы проблемы заставляют пытливые умы искать и иное, комплексное решение проблемы. Тот же Дугин, к примеру, уже придумал - и как спасти россиян от демона Луны в образе Чебурашки, и как избавить нас вообще от всего "демонического" и "неправильного": "Давно пора запретить вообще все... Просто надо один раз решиться, и дальше все пойдет как по маслу. Когда людям запретишь всякую дрянь, они повозмущаются и смирятся. А потом все по чуть-чуть разрешать".

И судя по темпам, с которым множатся запреты, этот призыв не остался гласом вопиющего в пустыне, был услышан. Движемся мы по пути, предначертанном прозорливцем-демонологом Дугиным.

Источник: Московский комсомолец

Полная версия