На выставке "Россия" показали закулисье отечественного телевидения

Отечественному телевидению исполнилось 92 года, и 21 ноября, во Всемирный день ТВ, на выставке "Россия" организаторы и участники эфира раскрыли их закулисье. Посетители павильона Минцифры проникли в сердце Останкинской телебашни и узнали, кто и как организует для нас вещание новостей, фильмов и развлекательных передач.


Все помнят знаменитый прогноз: "Ничего не будет - одно сплошное телевидение". В известном смысле герой популярного фильма оказался прав. Даже те, кто по гордому признанию "не смотрят ТВ", буквально не отлипают от других экранов - ноутбуков, смартфонов и планшетов. А это - тот же самый эфир, работающий почти по тем же законам, что и "классическое" телевидение. Только создать свой блог и завести аккаунт на видеохостинге может абсолютно каждый. А вот "попасть в телевизор" так и остается для многих несбыточной мечтой.

Посетителям выставки "Россия" ее помог исполнить известный столичный экскурсовод Даниил Гельдт. Вместе с ним гости ВДНХ виртуально перенеслись в соседний городской район, где стоит Останкинская башня, - центр отечественного телевизионного вещания. Многие знают, что в этой 540-метровой башне не встретить ни Леонида Якубовича, ни Андрея Малахова - здесь передачи не снимаются, здесь передается сигнал.

До 1967 года центром нашего вещания была Шаболовка, волны шли со знаменитой Шуховской башни. Но город разрастался, и покрытия передатчика не хватало. Именно поэтому и было решено строить новую башню в районе Останкино. Проект сооружения выбирал лично Никита Хрущев - он остановился на идее выдающегося советского инженера Николая Никитина, решившего строить башню в форме перевернутой лилии. Интересно, что фундамент заложили на глубине всего лишь 4,6 метра - строительство башни даже на некоторое время замораживали: все беспокоились, выдержит ли… Но все проверки показали глубокую проработку проекта.

Тем более что есть у башни один секрет. Мало кому известно, какая "начинка" у огромной железобетонной конструкции. Ведь туристов на высоту обычно возносит скоростной лифт. А благодаря виртуальной экскурсии на выставке "Россия" можно было заглянуть внутрь "тела" башни, где идут лестницы. С такого неожиданного ракурса сооружение напоминает огромный колос, внутри которого натянуто 145 стальных канатов. Благодаря им телевизионный небоскреб способен выдержать даже самые мощные землетрясения.

Гости ВДНХ виртуально перенеслись в соседний городской район, где стоит Останкинская башня, - центр отечественного телевизионного вещания

"Да и сама Останкинская башня - это еще и один большой громоотвод, - рассказал Даниил Гельдт. - Кабели заземления поглощают небесное электричество и отводят разряд в землю".

В соцсетях постоянно появляются кадры, на которых видна попадающая в шпиль молния. А ТВ - продолжает вещать, башня все выдерживать.

А вот как пережить скачки давления, зашкаливание уровня стресса, который на ТВ - практически везде? Он не виден только зрителю, а зачастую даже опытный телеведущий вынужден незаметно для миллионной аудитории решить проблему с поломкой телесуфлера (ведь именно с него "рассказываются" новости), сбоем прямого включения… Опытнейший режиссер Антон Михалев раскрыл главный секрет: "Волнение - это страх. Там, где есть страх, надо переключить внимание на двигательные мышцы". Во время ответственного выступления не стоит бояться жестикулировать, передвигаться по залу - это поможет значительно снять степень мышечного напряжения и максимально расслабиться перед камерами или огромным зрительным залом. Не стоит также забывать о телевизионном аутотренинге: "Ерунда, я со всем справлюсь, это "легкотня"!" Во время выступления Антона Михалева зал был полон: эта тема оказалось важной даже для тех, кто никогда не работал на телевидении. Контроль над эмоциями интересовал, например, молодых родителей и бабушек.

Конечно, на выставке "Россия" в День телевидения не обошлось без интерактива. На одной из площадок каждый желающий мог попробовать себя в роли телеведущего, поработать перед импровизированной камерой с настоящим микрофоном. Также москвичи увидели закулисье ведущего новостей и попробовали без запинки и четко прочитать текст с телесуфлера. И далеко не у каждого получилось озвучить даже заранее известный текст. А ведь в новостном мире все меняется быстро и постоянно, также в тексте могут появиться фамилии, не привычные для нашего языка. Ну ничего: работа есть работа. Рядом с рабочим местом телеведущего работает настоящая студия, где за происходящим во время прямого эфира следит команда режиссеров. Многие гости выставки впервые увидели, как переключаются камеры, почему в кадре постоянно появляются разные планы... Со стороны все это казалось само собой происходящим процессом. И только посетив выставку гости поняли, что телевидение - это нечто похожее на современный завод.

Источник: Российская газета

Полная версия