Металлургия в деле: как педагоги колледжей трубы варили

ТМК – один из крупнейших производителей стальных труб в мире и ведущий поставщик продукции для нефтегазовой и строительной отраслей в России.

Педагоги получили возможность пройти по цехам, где создаются трубы для крупнейших инфраструктурных проектов страны

ТМК – один из крупнейших производителей стальных труб в мире и ведущий поставщик продукции для нефтегазовой и строительной отраслей в России. Компания обладает множеством заводов, и самые масштабные из них в Волжске, Северске, Синаре и Челябинске открыли свои двери для стажировок педагогов и методистов колледжей. С годами ТМК не только расширила свои производственные мощности, но и внедрила передовые технологии, которые делают её продукцию высококачественной и конкурентоспособной на мировом уровне. Именно такие технологии и представляют особый интерес для сегодняшних программ обучения в колледжах с уклоном на металлургию. Приобретать эти знания высадился «десант» новоиспеченных стажеров.

Среди площадок два специализированных предприятия – «Этерно» и «Высота 239», которые занимаются разработкой уникальных технологий и материалов и находят им применение в самых сложных инфраструктурных проектах. Стажировка началась с масштабной экскурсии по основным производственным площадкам ТМК. Стажеры посетили два самых мощных по пропускной способности трубопрокатных цеха № 1 и № 5, завод городского электрического транспорта «Синара» и то самое «Этерно», выпускающее штампосварные детали из наноструктурированных материалов. Все это – лучшие российские технологии подготовки и прокладки труб самого разного назначения.

Стажировочные площадки металлургической отрасли — помогают педагогам СПО готовить настоящих специалистов

«Мы привыкли обсуждать такие процессы на занятиях, но когда ты стоишь посреди огромного цеха, где металл превращается в готовую продукцию, – это совершенно другой опыт, – делится впечатлениями один из преподавателей уральского государственного колледжа Николай Хоменко. – Трубоэлектросварочный цех «Высота 239» выглядит так, как будто ты на съемочной площадке фантастического фильма про будущее. Мы привыкли рассказывать студентам об автоматизированных линиях, но тут я понял, что наш учебный материал явно устарел».

В первый же день педагоги получили возможность пройти по цехам, где создаются трубы для крупнейших инфраструктурных проектов страны. Экскурсии не ограничивались просмотром, а гидом для преподавателей стали сами инженеры и мастера, которые попутно объясняли тонкости каждого этапа – от планирования и подготовки оборудования до финальной обработки металла.

После экскурсии преподаватели погрузились в более детальное изучение технологических процессов.

После экскурсии преподаватели погрузились в более детальное изучение технологических процессов

«Мне понравилась работа с наноструктурированными материалами, – рассказывает старший преподаватель Ольга Волнишина. – Я никогда не думала, что в металлообработке уже применяются такие передовые технологии. Мы привыкли учить студентов на стандартных примерах, а тут увидели, как сложные, инновационные материалы меняют сам процесс производства. Мне не только все показали, но и помогли подготовить новую программу, мы ее уже апробировали, и я готова к новым занятиям».

Дальше – больше, всех стажеров распределили по производственным площадкам для практических занятий. Тех, кто специализируется на информационных технологиях, научили использовать корпоративную платформу ТМК SOTA2U, которая помогает управлять процессами безопасности и критической инфраструктуры. Специалисты по сварке и металлургии отправились в цеха на практику. Преподаватели учились работать с оборудованием: все от сварочных аппаратов до систем автоматизации, которые позволяют управлять огромными производственными линиями с помощью нескольких кнопок на пульте управления. «Здесь техника не просто помогает – она фактически делает работу за тебя», – делится впечатлениями методист одного из колледжей.

Все группы поделили по направлениям: кто-то изучал автоматизированные системы в трубопрокатных цехах, кто-то – процессы металлообработки и сварки в «Этерно». Практические задания включали в себя изучение работы с новейшими сварочными аппаратами, участие в монтаже промышленных систем и даже тестирование оборудования.

Один из самых запоминающихся этапов стажировки – разработка и проведение демонстрационных уроков вместе с экзаменами. Каждый получил задание подготовить учебные занятия с опорой на новые технологии. А в заключение – круглый стол, на котором преподаватели обсудили с представителями ТМК, как лучше адаптировать свои учебные программы к реальным требованиям рынка. «Мы услышали от инженеров, что компания нуждается в специалистах, которые умеют работать в условиях быстрых изменений и освоения новых технологий. Это значит, что мы должны готовить студентов, способных учиться и адаптироваться на ходу», – поделилась Ольга Волнишина.

Проект «Профессионалитет» ставит перед собой амбициозные задачи: изменить подход к среднему профессиональному образованию и сделать так, чтобы выпускники колледжей сразу могли включаться в работу на предприятиях. Стажировка на ТМК – это пример того, как тесное сотрудничество между учебными заведениями и промышленными гигантами помогает подготовить специалистов, готовых к вызовам современной экономики.

Гидом для преподавателей стали сами инженеры и мастера

Для многих участников это было не просто профессиональное обучение, а настоящее переосмысление роли преподавателя в подготовке будущих кадров.

«Как только мы вошли в огромный цех, где трубы выпускаются одна за другой, у меня на секунду перехватило дыхание, – вспоминает Николай Хоменко. – Здесь настолько всё четко организовано: каждый процесс отточен до совершенства». Для многих это был первый шанс увидеть промышленное оборудование в действии. Один из ключевых моментов стажировки – возможность работать под руководством наставников предприятия. Представители ТМК рассказывали педагогам о тонкостях производственных процессов, делились своими ожиданиями от квалификации будущих сотрудников. «Нам нужно, чтобы ваши выпускники не только знали теорию, но и умели работать с реальным оборудованием. Операторы, которые не могут адаптироваться к новым технологиям, не смогут проработать у нас и месяца», – прямо заявили представители компании.

Такие стажировки сегодня готовит Институт развития профессионального образования. Их три вида: для преподавателей, для методистов и для мастеров производственного обучения. И каждая программа разбита на три модуля, один теоретический – общий для всех, и два практических – абсолютно разных, в зависимости от сферы занятий педагога.

После насыщенной практической недели преподаватели сдавали демонстрационный экзамен, на котором они не просто защищали проекты, а показывали, как освоили новые технологии. По словам участников, этот экзамен стал не столько проверкой, сколько поддержкой для внедрения новых занятий в колледжах.

Всех стажеров распределили по производственным площадкам для практических занятий

Проект «Профессионалитет» и стажировка на ТМК показали, что преподаватели, прошедшие через такие программы, возвращаются в колледжи с конкретными знаниями и навыками, которые можно сразу применить в обучении. И именно это дает уверенность, что будущие выпускники будут не просто методически подготовлены, а смогут уверенно вставь за станки реального производства.

Фото: Пресс-служба Трубной Металлургической Компании

Источник: Московский комсомолец

Полная версия