Знание основ права, кажется, помогло талантам в России творить на каком-то глубинном уровне. Но оказались незаслуженно забыты их труды на юридическом поприще. Меж тем благодаря, к примеру, юристу-художнику Василию Кандинскому мы можем знать, за что били розгами мужчин и арестовывали женщин в России в XIX веке.
Обо всем этом в канун Дня юриста, который отмечается 3 декабря, — беседа обозревателя «МК» с заведующим сектором уголовного права, уголовного процесса и криминологии Института государства и права РАН, д.ю.н., профессором, заслуженным деятелем науки РФ Александром Чучаевым.
ИЗ ДОСЬЕ «МК»
В России более 1,5 миллиона юристов. Больше всего из них трудятся в правоохранительных органах и прокуратуре. На втором месте — адвокаты (на 2025 год в России статус адвоката имеют почти 76 тысяч). На третьем — судьи: около 40 тысяч. На четвертом — нотариусы (около 8 тысяч). Кроме того, большая армия юристов трудится в народном хозяйстве, государственных структурах и др.
Первым юристом был Господь
— Александр Иванович, вы как-то сказали, что, судя по имеющимся научным работам, первым юристом был Всевышний, поскольку определил состав правонарушения Адама и Евы. Ученые-правоведы всерьез так считают?
— Да, именно от Всевышнего многие ученые ведут отсчет зарождения самого понятия преступления и Божьего наказания. Грехопадение Адама рассматривается как прообраз конкретного уголовно наказуемого деяния. Например, как посягательство на всякую законную власть, как нарушение собственности Бога, как безответственность, как торжество воли к власти.
— Бог-юрист предлагает человечеству самому определиться с квалификацией и наказанием?
— Что оно и сделало в самом начале человеческой цивилизации. Но квалификация зависела от религии. По мнению известного ученого Рагимова (я готовил отзыв на его исследование по этой теме), Бог дал понять Адаму, что тот будет наказан за непослушание: «смертью умрешь». Это означает закончить жизнь на грешной земле.
В высказывании Всевышнего нет угрозы, тем более наказания, а имеется только предупреждение о неизбежных для человека неблагоприятных последствиях, уничтожающих его. По мнению Рагимова, наказание, назначенное Каину, убившему своего брата Авеля (второе преступление, признаваемое религией), также не может восприниматься уголовно-правовым; по своей сути оно выступает в качестве религиозного, духовного, морального воздействия.
В целом «главный юрист» поставил перед нами правовую задачку: допустимо ли существование наказания, коль скоро его применением нельзя искоренить преступность?
— Человечество ее решило?
— Нет, кажется. Не сильно в своих поисках продвинулось. Но осознали, что наказание — меч без рукояти: при его использовании больно тому, кого бьют, больно и тому, кто бьет.
За время существования юриспруденции ее представители бесчисленное множество раз приходили к выводу, что преступление — социальный конфликт, который требует разрешения. Если наказание будет чрезмерно суровым, то преступник выглядит в глазах общественности жертвой власти, если чрезмерно мягким — вызовет самосуды.
— До сих пор идут споры по поводу возникновения профессии юриста в глубокой древности. К каким выводам пришла наука?
— Слово «юрист» произошло от латинского слова «jus», что означает «право, правильный». Профессия юриста действительно очень древняя, зародилась в античные времена. Как только появилось право, законы, обществу стала необходима профессиональная каста людей, занимающихся их толкованием. В Древней Греции изначально этим занимались философы и риторы, которые и оказывали помощь гражданам в судебных спорах. В Древнем Риме первоначально за это взялись понтифики — жрецы. В 253 году до нашей эры верховный понтифик Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, что и стало началом публичному обучению юриспруденции.
Начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия: он опубликовал составленный сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. Эта публикация получила название «цивильное право Флавия».
В России история профессии юриста тесно связана с развитием государства. После реформ Петра I в начале XVIII века появилась потребность в квалифицированных правозащитниках и судебных чиновниках, что поспособствовало становлению профессии.
— Небесными покровителями юристов считаются святые мученики IV в. Маркиан (Маркелл) и Мартирий?
— Верно. Но надо иметь в виду, что на сегодняшний день можем назвать юристов, канонизированных Церковью. Это Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Иоанн (Максимович), император Юстиниан, Ярослав Мудрый, упоминавшиеся вами Маркиан и Мартирий, Илья Праведный (Чавчавадзе), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. Последние два юриста причислены к лику новомучеников на Архиерейском соборе в 1992 году. Юрий Петрович Новицкий — историк права, профессор Санкт-Петербургского университета, сподвижник митрополита Вениамина (Казанского). Иван Михайлович Ковшаров — адвокат, юрисконсульт Александро-Невской лавры. Оба расстреляны 13 августа 1922 года по делу о «сопротивлении изъятию церковных ценностей».
«Лучший певец среди юристов или лучший юрист среди певцов»
— Правда, что вы составляете список великих российских художников, поэтов, музыкантов, получивших юридическое образование?
— Именно так. Список достаточно внушителен, потому я приведу только несколько примеров.
Композиторы Петр Чайковский и Александр Серов, писатель Иван Аксаков, поэт Алексей Апухтин, шахматист (четвертый чемпион мира) Александр Алехин окончили Санкт-Петербургское императорское училище правоведения.
Художники Александр Бенуа и Михаил Врубель, поэт Александр Блок, композитор Игорь Стравинский учились на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Поэт Константин Бальмонт учился на юридическом факультете Московского университета, дважды был отчислен. Как сам говорил, «я не смог принудить себя заниматься юридическими науками, зато жил истинно и напряженно жизнью своего сердца…» Поэт Волошин учился там же и тоже был отчислен «за участие в беспорядках».
Писатель Лев Толстой учился на юридическом факультете Казанского императорского университета, но не окончил.
— Почему все-таки эти люди изначально выбирали юриспруденцию?
— Можно высказать предположения, основанные на оценке реалий, сложившихся в XIX веке. Во-первых, профессия юриста считалась очень престижной, давала возможность карьерного роста по государственной службе, поэтому будущая специальность определялась не самими юношами, а их родителями. Во-вторых, надо иметь в виду структуру образования в России указанного периода: для гуманитариев выбор был недостаточно велик, это обстоятельство также влияло в пользу юридических учебных заведений.
— Правда или миф, что русский певец Леонид Витальевич Собинов получил высшее юридическое образование и даже поработал под руководством известного адвоката, блестящего судебного оратора Федора Плевако?
— Это действительно так. Собинов учился на юридическом факультете Московского университета (получил диплом первой степени со всеми вытекающими правами и преимуществами). После окончания вуза стал присяжным поверенным, и его патроном был знаменитый Федор Никифорович Плевако.
По воспоминаниям современников, в адвокате Собинове слушателей пленяло все: «…особая теплота голоса, замечательно правильный русский язык, сами фразы, сжатые и ясные, редкостно истинные интонации… невероятно симпатичная — иного слова не найти — улыбка». В общем, его ждала блестящая карьера юриста. Но сам Плевако благословил его быть артистом. Осенью 1899 года Собинов оставил адвокатскую практику.
Трудно сказать, каким бы он стал юристом (хотя интерес к праву сохранял до конца жизни), но мировую славу снискал как оперный певец. О себе говорил так: «Лучший певец среди юристов или лучший юрист среди певцов».
К сожалению, мы плохо знаем литературное наследие Собинова. По утверждению Поплавского, оно насчитывает около 500 различных поэтических произведений: элегий, эпиграмм, тостов и кратких стихотворений «по случаю».
— Автор всем известной сказки «Конек-Горбунок» Ершов тоже был юристом?
— Да. Петр Ершов — человек парадоксальной судьбы. Его удивительная и полная загадок сказка «Конек-Горбунок» знакома, пожалуй, любому ребенку, однако подробности жизни самого автора практически неизвестны широкой публике. Может быть, поэтому Ершова часто называют создателем одного произведения.
Между тем он писал лирические стихи, басни, водевили. Еще до появления официального синодального перевода Ершов перевел с церковнославянского изрядную часть Библии. Но из всех его творений широкое признание получил только «Конек-Горбунок», не потерявший популярности более чем за полтора века.
Ершов написал сказку в восемнадцать лет! Он ее опубликовал в годы учебы на философско-юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Сведений о его отношении к изучению юридических наук практически не сохранилось. Биографы и исследователи его творчества отмечают, что «учеба шла туго», студент больше увлекался сочинением стихов. Считается, что он вообще окончил университет благодаря необъяснимому везению.
«Двойная» жизнь
— Кто из вашего списка достиг особых успехов в изучении права?
— Пожалуй, Алехин, который довольно долго работал юристом. В 1920–1921 годах даже служил в Московском уголовном розыске (коллегам запомнился как человек, имевший уникальную зрительную память и прекрасно знавший несколько иностранных языков). В интервью одной из испанских газет он рассказывал, что написал книгу о криминалистике, «потому что это моя специализация». К сожалению, данных об этой книге нет.
В 1925 году защитил в Париже диссертацию на соискание ученой степени доктора права на тему «Система тюремного заключения в Китае» — с этого времени шахматист перед фамилией указывал «доктор». Я пытался найти работу Алехина, обращался к французским и китайским коллегам, но мне пока не удалось ее обнаружить. Согласно же английским источникам, он действительно готовил диссертацию, но по каким-то причинам не защитил ее.
Кстати сказать, Алехин сам чуть не стал жертвой уголовной юстиции. В апреле 1919 года был арестован, обвинен в шпионаже в пользу Антанты и приговорен к расстрелу. Только в результате заступничества шахматиста Вильнера, работавшего в ревтрибунале (он обратился с просьбой о спасении шахматиста к предсовнаркома Украины Раковскому), и автомобильной аварии (сломалась машина конвоиров) приговор не был приведен в исполнение.
— А кто не изменил юриспруденции, но одновременно продолжал заниматься творчеством, вел, так сказать, «двойную жизнь»?
— Таких было много. Среди всех мне больше нравится творчество Николая Дмитриевича Сергеевского — как ученого и прозаика. В первую очередь в юридических кругах он известен, разумеется, как криминалист, много и плодотворно занимавшийся вопросами уголовного процесса и уголовного права, общественный и государственный деятель, активно защищавший интересы России (статс-секретарь Государственного Совета, управляющий отделением Свода Законов, член Государственного Совета, председатель уголовного отделения Санкт-Петербургского юридического общества), организатор высшей школы и педагог (декан юридического факультета Санкт-Петербургского университета).
При такой занятости он находил время заниматься литературным творчеством. В этой ипостаси современному читателю он практически незнаком. А между тем писал прекрасную прозу, выходившую под псевдонимом «Н.Д.Васильев» (отца ученого звали Дмитрий Васильевич, отсюда и указанный псевдоним). Мне удалось найти его рассказы «Портрет» и «Уже немногие», опубликованные в «Книжке недели»; в работах, посвященных жизни и научному наследию ученого, я не мог их обойти вниманием.
По воспоминаниям ряда его коллег, Сергеевский был суровым и строгим человеком. Этот образ во многом создавался из-за его внушительного и богатырского вида. «Маститая фигура Николая Дмитриевича напоминала сказочных богатырей русского эпоса, в образе которых народное поэтическое творчество олицетворяло борцов за Русь».
В рассказах он предстает мастером диалога, знатоком психологии своих героев, умело передающим их состояние в разных жизненных ситуациях. Произведения читаются с большим интересом, теплое и задушевное отношение писателя к персонажам чувствуется в каждой строке.
Конечно, к числу российских юристов, проявивших себя в литературе можно отнести К.К.Арсеньева, С.А.Андреевского (кстати сказать, мне очень нравятся его стихи, в частности: «Из долгих, долгих наблюдений/Я вынес горестный урок,/Что нет завидных назначений/И нет заманчивых дорог…»), А.Ф.Кони, Д.А.Ровинского (его работы по иконописи считаются классическими), А.И.Урусова (публиковался под псевдонимом А.Иванов). Этот перечень может быть дополнен еще большим числом юристов — авторов ряда произведений.
— Нынешний руководитель СК Александр Бастрыкин пишет неплохие стихи. Знаете ли других современных юристов, которые творчески себя проявили?
— Назову несколько человек, которых уже нет среди нас. Советский и российский ученый-правовед Анатолий Безуглов — автор ряда известных литературных произведений: «Конец Хитрова рынка», «Следствием установлено», «Черная вдова». Академик Владимир Кудрявцев написал рассказы «Вчера и сегодня». Советский генерал-майор милиции Алексей Экимян был композитором, чьи песни исполняли Анна Герман, Иосиф Кобзон, Вахтанг Кикабидзе и т.д.
Из ныне здравствующих можно вспомнить юриста Даниила Корецкого, автора около 30 художественных произведений тиражом более 20 млн экземпляров; заместителя директора Института государства и права РАН Александра Звягинцева, создателя бестселлеров; ректора Университета прокуратуры РФ Игоря Мацкевича, написавшего «Портреты знаменитых преступников», «Мифы преступного мира» и др. Не так давно в музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств прошла выставка произведений доктора юридических наук, профессора О.С.Капинус… В общем, продолжать можно долго.
«Грех пополам» от Кандинского
— Александр Иванович, для меня как человека, изучающего тюрьмы, особый интерес представляют исследования юриста-художника Василия Кандинского. Зачем ему нужно было изучать право?
— Он не просто изучал. Благодаря ему мы знаем особенности системы наказаний. Он был автором вышедшей в 1884 году статьи «О наказаниях по решениям волостных судов Московской губернии», которая представляет огромный интерес и для современного криминалиста. Кандинский проанализировал Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, утвержденное Александром II 19 февраля 1861 года, и пришел к выводу: в ряде статей есть мягкие меры наказания, в том числе выговор и внушение, оставление на замечании (иначе — в подозрении), общественные работы. Но он рассмотрел и жесткие наказания, такие как удары розгами и арест.
— Он рассказывает об этом подробно?
— Обобщение судебной практики, проведенное Кандинским, показало, что наказание розгами назначалось, как правило, от восьми до двадцати ударов. Этот вид наказания применялся за неплатеж податей и накопление недоимок, пьянство, сопряженное с расточительностью и нерадением к ведению хозяйства, кражу, неподчинение или грубость начальству или родителям.
Приведу его цитату: «Каждый из этих проступков влечет за собой не всегда одно и то же количество ударов; напротив, решения до того разнообразны, что нет возможности уловить общий закон в присуждениях. Здесь особенно силен принцип наложения наказания «глядя по человеку»… Неплатеж податей и накопление недоимок влечет высшую меру, т.е. 20 ударов».
Кроме того, наказывали розгами за «бесписьменность» и бродяжничество (20 ударов), отлучение из деревни, нищенство и проживание без паспорта (20 ударов), нарушение тишины и спокойствия (19 ударов), нарушение сделок (15 ударов) и др. Что касается ареста, в большинстве случаев он применялся за ослушание родителей, побои жене, неявку в суд ответчика, иногда и свидетеля.
Отдельно Кандинский писал про женщин: «Между их проступками встречаются замечательно интересные и оригинальные. По большей части они касаются жизни семейной, неурядицы с мужем. Оскорблением мужа считалось непочтение к нему…» Иногда наказание отбывалось в «небольшой грязной комнате в волостном правлении, в которой размещаются рассыльные» либо вообще в темном чулане. Питанием осужденных обеспечивали родные, а «если они не позаботятся, то содержащихся под арестом кормит старшина на свой счет».
Арест мог быть простым либо «на хлебе и воде». Последний, как правило, применялся в отношении тех лиц, родные которых по различным причинам не могли предоставить питание (например, проживали в другом селе).
— На что еще обращалось внимание в исследованиях Кандинского?
— Три примечательных судебных института. Это «грех пополам», «обоюдная обида» и примирение.
Первый — самый оригинальный. Когда при утрате или порче чужого имущества нельзя определить степень вины, то суд руководствуется принципом «грех пополам», присуждая потерпевшему половину суммы иска.
Второй — весьма интересный. Возьмем пример с оскорблением: один спровоцировал, другой оскорбил, то есть виноваты оба. Отсюда и решение «обоюдной обиды».
Третий — тоже примечательный, хоть примирение не относится к наказанию. В целом Кандинский выступает против института примирения в уголовном праве. По его мнению, минусов в нем больше, чем плюсов. И главный минус — развращаются нравы и нарушаются правовые принципы. Оставляя проступки безнаказанными, суд «невольно возбуждает в преступнике надежду на благоприятный исход и таким образом если не порождает, то по крайней мере развивает злую волю, переводит нравственную ответственность на почву материальной выгоды».
А вообще Кандинскому была близка идея о том, что обычное право — результат исторической творческой активности народа. Исходя из этого он, как было показано, рассматривал и вопросы наказания.
— Помогло ли Кандинскому право в его творчестве? Было ли оно ключом к «тайникам души народной»?
— Прямую связь найти невозможно, исходя в том числе из специфики изобразительного искусства, которым он занимался. Будучи абстракционистом, художник вряд ли мог передать в своих произведениях что-либо из правовой материи.
Другое дело — его исследования об искусстве. Как мне кажется, в них чувствуется опыт юриста-исследователя, стремящегося точно и емко отразить мысль. В первую очередь я имею в виду его монографию «Точка и линия на плоскости».
Право — это искусство
— Александр Иванович, творческие люди с юридическим образованием не приходили к выводам о праве человека на счастье, любовь?..
— Слава богу, этого нет и не может быть по определению. Как бы мы ни трактовали право (существуют десятки определений), оно является регулятором общественных отношений. Другими словами, содержит систему гарантированных государством правил поведения. Исходя из этого, мы не можем представить правил, регламентирующих счастье или тем более — любовь. Хотя в общефилософском плане многие юристы рассуждали о счастье народа и конкретного человека, любви и т.д., но эти рассуждения не имели правового характера.
— А как же наказания за прелюбодеяние?
— Адюльтер (супружеская измена) не входит в предмет правового регулирования. Хотя надо заметить, что до XIX века в ряде стран предусматривалась уголовная ответственность вплоть до смертной казни и членовредительства. В настоящее время многие государства отказались от уголовного преследования за указанное деяние.
— Что общего у права и искусства?
— На первый взгляд мы как будто бы находимся на различных полюсах, между тем у права и искусства есть точки соприкосновения. Во-первых, как утверждали древние, «право есть искусство добра и справедливости». Таким образом, само право относится к искусству. Во-вторых, художественная литература намного раньше, чем специальные науки, в том числе и криминология, обратилась к преступлениям и преступникам. Она — отражение жизни, в которой встречаются переплетения криминальных драм, не подвластные ни одному, даже самому гениальному художнику.
Очень долгое время только искусство занималось криминальной личностью и ее проявлением в жестоких преступлениях, нередко, во многом по наитию, глубоко погружаясь в мир чувств, психологию поведения этих лиц. Наука уже позднее обратила внимание на личность преступника, генезис преступления, пытаясь, в том числе экспериментальным путем, подтвердить или, наоборот, опровергнуть художественный образ преступника, мотивацию преступления и т.д.
Разумеется, литература в первую очередь обращает внимание на наиболее типичные и распространенные преступления. Причем это положение восходит к народному творчеству.
— Александр Иванович, а вы сами почему начали изучать право? Неужели с детства мечтали стать юристом?
— В школе увлекался математикой, физикой. Окончил с золотой медалью, и все считали, что пойду по крайней мере на физмат пединститута. Но я, к удивлению даже для самого себя, поступил на филологический факультет (мордовские языки) Мордовского университета. На втором году обучения понял: писать не учат — писать учатся. Ушел из университета. Встал вопрос, куда поступать. К этому времени уже подрастерял знания по математике и физике, и выбор неожиданно пал на юрфак.
Что мне дала учеба на юрфаке? Пожалуй, главное: видеть трагедию другого человека и стараться помочь ему (я сейчас не о знаниях государственного устройства, правового регулирования и т.д.). Может быть, поэтому я начал юридическую карьеру адвокатом за два года до окончания вуза, когда адвокатура была «в загоне».
— Вы как-то студентам сказали: «Уголовное право — моя жена, а криминалистика — любовница». А если серьезно — жена тоже юрист?
— Доктор юридических наук, профессор, преподает в Университете им. О.Е.Кутафина уголовное право.
— Вы написали десятки учебников и сотни научных работ по криминологии и праву. Как бы сформулировали главную уголовно-политическую максиму?
— Это сделал Платон в V веке до н.э.: «Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь: прошедшее нельзя изменить, но будущее можно предотвратить».