За спортсмена вступились члены Союза Героев России, направившие обращения правозащитникам (автор этих строк получила одно из них и переслала в Генеральную прокуратуру). Теперь блюстителям закона предстоит ответить на вопрос - как отсчитывать сроки давности в случае, если человек находится под мерой пресечения в иностранном государстве.
Этой истории больше восьми лет. 12 июня 2017 года около полуночи на Кутузовском проспекте произошла драка. Все участники — спортсмены. Причем из девяти семеро — чемпионы мира по разным видам спорта (по рукопашному армейскому бою, по самбо, ушу-саньда и т.д.). По версии следствия и суда, эта была не драка, а избиение. Причем одного человека - тоже спортсмена, но без всяких регалий – колошматили всей «честно компанией». Шамиль (так зовут потерпевшего) только через полгода после инцидента написал заявление в полицию, приложив справку о полученных травмах, главная из которых — перелом носа. Любопытно, что изначально в справке было указано, что причина перелома — падение с лестницы.
Как бы то ни было, дело было возбуждено по статье 30-105 УК («Покушение на убийство»). Вскоре его переквалифицировали на 112 УК («Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести»). Всех, кто находился в Москве, сразу арестовали. К тому моменту один из участников драки был в США на соревнованиях, и узнав о таком «повороте», решил не возвращаться. Еще один - как раз наш герой Денис Клопнев - уехал в Грузию, когда был еще в процессуальном статусе свидетеля. А через месяц его заочно обвинили по 112 УК РФ, он был объявлен в федеральный розыск и в отношении него заочно же избрали меру пресечения в виде содержания под стражей.
Все, кто попал в СИЗО, в итоге были признаны судом виновными и получили одинаковый срок — 1 год и 8 месяцев колонии общего режима. Освободились они в зале суда за «отсиженным», с учетом перерасчета «день в СИЗО за полтора в колонии». В общей сложности за решеткой они пробыли около года.
А Дениса в октябре 2018-го задержали в Тбилиси по запросу российских правоохранительных органов. К нему было применено «экстрадиционное тюремное заключение сроком на 3 месяца». Все это время он провел в местной тюрьме. В итоге Клопнева России сразу не передали - его адвокат говорит, что в экстрадиционных документах якобы какие-то нестыковки, в том числе неправильно указана статья обвинения - не 112, а 105 УК. Через три месяца мужчину выпустили под залог, наложив на него ограничения - не покидать город, еженедельно являться в полицию - и отобрав у него паспорт. С тех пор его документ находится в Генеральной прокуратуре Грузии, о чем есть справка в деле.
Время шло. Переписка официальных ведомств России и Грузии по поводу Клопнева то совсем останавливалась, то возобновлялась. А он так и остался в этом статусе. В итоге его и не передают на родину, и сам он покинуть чужбину не может. При этом, по его подсчетам, срок давности по 112 УК РФ (составляет 6 лет) вышел. Но Следственный департамент МВД России считает, что время его нахождения в грузинской тюрьме и под залогом не учитывается. Меж тем юристы настаивают: задержание обвиняемого в ином государстве влечет прекращение розыска и возобновление сроков давности. Кто прав?
«Обращаюсь к вам в защиту своего боевого товарища, офицера, имеющего награду «Медаль за отвагу», отца троих несовершеннолетних детей», - это письмо, которое прислал в адрес автор этих строк член Союза Героев России генерал-майор Александр Пегишев. Клопнев, как оказалось, действительно и спортсмен выдающийся, и успел отличиться на благо родины.
- Я за него ручаюсь, - сообщил по телефону генерал-майор, когда я его набрала (чтобы убедиться – точно ли он подписал письмо).
Пегишев просит обратиться в Генпрокуратуру, поскольку самому Клопневу оттуда приходят отписки, что материалы переданы в тот следственный орган, который ведет уголовное дело.