Излучавшая счастье. Ушла народная артистка Вера Васильева

Вслед за Юлией Борисовой ушла Вера Васильева. Две легенды, две королевы наших сцен и экранов. Обе до последних дней сохраняли прямую спину, гордую осанку и жизнерадостный нрав. Обе были примером жизни очень долгой и очень славной. Обе до глубокой старости оставались образцом настоящей, до мозга костей и до последнего дыхания женщины. Элегантной, обаятельной, прекрасной.


Дочь горожанки и селянина, Вера Васильева всю жизнь была верной Москве, где родилась и оставалась там даже в войну, когда родные эвакуировались. Именно такие актрисы, осознаем мы это или нет, создавали образ типичной москвички в сознании миллионов - как Рина Зеленая, как Мария Миронова-старшая, как Вера Васильева. Что не помешало ей, дебютируя в своей первой большой кинороли в музыкальной комедии Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской", создать абсолютно узнаваемый образ типичной сибирячки - розовощекой, улыбчивой, жизнерадостной, песенной, влюбчивой, но степенной - надежной - Анастасии Петровны Гусенковой. Эту роль она сыграла, едва окончив театральное училище при Театре революции, и в 22 года стала лауреаткой Сталинской премии I степени.

Верная Москве, она всю жизнь была верна своему Театру Сатиры, в труппу которого вошла в 1948-м, дебютировав ролью талантливой Лизы Синичкиной в классическом водевиле Бонди и Ленского "Лев Гурыч Синичкин" и сыграв на его сцене более шестидесяти ролей. К счастью, многие спектакли сохранены на пленке, и мы в любой момент можем насладиться шедеврами, в создании которых она участвовала. Самая легендарная ее роль на сцене и на экранах - лукавая графиня Альмавива в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро" Бомарше - одном из лучших спектаклей Валентина Плучека. Вот где пригодились ее фирменные качества - безупречная элегантность, живой ум, веселые чертики в глазах и блистательная ироничность в каждой фразе и каждом движении. В эти дни прощания наверняка сотни тысяч ее поклонником снимут с полки диск и пересмотрят этот шедевр, улыбаясь и скорбя.

А были еще и Поля в "Бане" Маяковского, Ольга в "Свадьбе с приданым", Аннунциата в "Тени" - спектакле Эраста Гарина по Евгению Шварцу, гротескная людоедка Эллочка в "Двенадцати стульях" по Ильфу и Петрову, разбитная Джоан в "Четвертом позвонке" Мартти Ларни, Жанна Барбье в "Интервенции" Славина, неунывающая Тетя Тони в "Проснись и пой" Дьярфаша… Она играла классику от Гоголя до Брехта, от Салтыкова-Щедрина до Горького и Булгакова. И кому, как не ей, можно была доверить роль королевы Анны Австрийской в "Молодости Людовика XIV" Дюма!

Еще в этом году, почти на грани своего столетия, она выходила на сцену в "Староновогоднем кабачке" - праздничной феерии Театра сатиры. Была, как всегда, безупречно элегантна и безусловно жизнерадостна.

Театр сатиры - театр преимущественно комедийный, и голод по репертуару драматическому или даже трагическому она утоляла в других театрах и городах. Сыграла Кручинину в "Без вины виноватых" в Новом драматическом, "Странную миссис Сэвидж" в Театре "Модерн", Раневскую в "Вишневом саде" в Орле, Дженни Герхардт по Драйзеру в Твери…

Фильмография у нее богата, но кинокарьера не сложилась - роли в основном эпизодические, служебные, она там чаще всего была камео - блеснет и исчезнет. До своего главного кинодебюта в "Сказании о земле Сибирской" она впервые засветилась в крошечной роли электромонтера, зависнув вместе с Людмилой Целиковской на столбе с лучезарной песенкой "И душевный привет донесут, донесут провода…" - милейшая комедия военных лет "Близнецы". Васильева была еще студенткой, и все было впереди.

Из лучших ее фильмов: "Похождения зубного врача" Элема Климова, роль интриганки Ласточкиной, строившей козни против талантливого доктора Чеснокова; популярна была и комедия "Свадьба с приданым" Татьяны Лукашевич, где Васильева сыграла "лучшего бригадира колхоза "Искра" Ольгу Степановну Степанову - фильм появился на свет в развитие грандиозного успеха одноименного спектакля Театра сатиры. Раз-два - и обчелся: больше заметных ролей в кино у Веры Васильевой не было. Ее приглашали на роли многочисленных мам героя, были яркие эпизоды в любимом массами сериале "Следствие ведут ЗнаТоКи" и есть, на счастье, фильмы-спектакли, запечатлевшие ее лучшие театральные работы.

За свою долгую жизнь Вере Васильевой выпало расстаться с многими своими замечательными партнерами по сцене - Андреем Мироновым, Анатолием Папановым, Татьяной Пельтцер, Эрастом Гариным, и она неизменно участвовала в телефильмах в их память, извлекая из своей бездонной памяти яркие, только ей ведомые эпизоды, отблески давних бесед, невольно став летописцем нашего театрального и киноискусства.

Веру Васильеву любят миллионы. Ее лучистые глаза, ее улыбка, ее неповторимый голос, ее способность в любой роли, неузнаваемо перевоплощаясь, оставаться собою, уникальной Верой Васильевой - такой мы ее запомним, улыбаясь при одной мысли о счастье, которое подарила нам великая актриса.

">
Источник: Российская газета

Полная версия