Дома!

Корреспондент "Российской газеты" Александр Гасюк, сначала задержанный кипрской полицией, а затем усилиями наших дипломатов освобожденный, вернулся в Москву. Сотрудники редакции встречали его в аэропорту.


Тут же в дружеской беседе Александр рассказал, как он ощущает себя после устроенной против него провокации. Демонстрируя правую руку на перевязи, он отметил, что чувствует себя "Приемлемо. Рука пока болит, но я уверен, что дома все быстро пойдет на поправку". Как оказалось, у него диагностирован вывих и ушиб. Таковы оказались последствия грубых действий сотрудников кипрской полиции.

В этой ситуации, как рассказывает Александр, большую помощь ему оказал посол РФ на Кипре Мурат Зязиков, который лично контролировал процесс оказания помощи, раздавал указания своим подчиненным. "Они оказали очень эффективную и действенную подмогу в ситуации, в которой оказался я и моя семья, поскольку не только мне запретили находиться на Кипре, но и всем членам моей семьи", - говорит Гасюк.

"Ситуация нестандартная для семьи, как и для меня. Не каждый день сталкиваешься с таким в жизни, никому такого не пожелаю", - отметил он. Впрочем, родные Александра стойко восприняли произошедшее. "Сначала это виделось досадным недоразумением, только потом пришло понимание, что это была организованная провокация в отношении российского журналиста, которая имела целью подорвать российско-кипрские отношения, а заказчики этой акции наверняка находятся далеко от Кипра", - указал Гасюк.

Как обратил внимание Александр, еще в августе ничего не предвещало такого развития ситуации. "Когда я вернулся на Кипр из очередного отпуска, никаких проблем при пересечении границы не возникло. Я спокойно продолжал свою журналистскую работу на Кипре. А в сентябре мне пришло уведомление о том, что мои разрешения на временное пребывание и работу на Кипре аннулированы по соображениям безопасности, общественной безопасности и порядка. Мне было предложено незамедлительно покинуть страну без объяснения каких-либо причин", - отметил Гасюк.

По его словам, он неоднократно обращался в МВД Кипра, в миграционную службу с просьбой разъяснить, какие претензии к нему возникли у властей Кипра. "На эти вопросы я ответа не получил, обратился за поддержкой в посольство России, которое направило несколько нот в МИД Кипра и в МВД островного государства, чтобы они прояснили ситуацию. Эти ноты также были проигнорированы", - рассказал он.

"Я оказался в ситуации, когда при имеющейся и действующей журналистской аккредитации мне предлагали незамедлительно покинуть страну. Запущенная процедура обжалования этого решения не привела к какому-то результату, а пока мы ждали, произошло то, что произошло", - отметил Гасюк. "Я был атакован, в буквальном смысле, атакован около своего дома сотрудниками специального подразделения кипрской полиции. Они были в гражданской одежде, не представились, незамедлительно применили ко мне силовые приемы. Их не смутило даже то обстоятельство, что в машине со мной находился ребенок", - вспомнил те трудные минуты Александр. По его словам, полицейские проигнорировали все просьбы выпустить его дочь из машины, а затем решить все возникшие вопросы.

"В итоге на глазах у дочки я был, что называется, скручен и ко мне были применены спецсредства, надеты наручники. Разумеется, девочка оказалась в стрессе, получила психологическую травму. Что же касается меня, я оказался скованным в прямом смысле этого слова и заброшенным в машину. Сотрудники нашего посольства, которые оказались рядом, попытались оказать мне помощь: они видели, что к российскому гражданину непонятные люди в гражданской одежде применяют грубую физическую силы. Это было похоже на похищение российского гражданина", - рассказал Гасюк.

Поражает то, как в этой ситуации действовали представители кипрской полиции. Они совершили умышленный наезд автомобилем на российского дипломата, подвергли его жизнь реальной опасности.

Не лучше складывалась ситуация и в полицейском участке. "Меня держали в наручниках, подвергли унизительному обыску, без понятых, ничего не объясняя, не предъявляя каких-либо обвинений. Изъяли мои личные вещи, изъяли телефон, на который фиксировались эти противоправные действия. И после этого меня отправили под стражу, несмотря на все доводы российских консульских работников, которые прибыли на место для защиты моих прав, как российского гражданина и журналиста", - рассказал Гасюк.

Однако впоследствии некоторые сотрудники полиции признались ему в личной беседе, что им поступило указание сверху устроить такую провокацию. И предположили, что, скорее всего, было оно дано из посольства США.

Наш корреспондент Александр Гасюк по прилету в Москву. Фото: Юрий Когалов/РГ

При этом, как обратил внимание Гасюк, было нарушено кипрское законодательство. "Они по моим неоднократным требованиям предъявили мне официальную бумагу с изложением причин моего нахождения под стражей лишь спустя более 24 часов. По закону они должны были это сделать раньше. Они нарушили временные сроки, в которые им позволялось держать меня под стражей. Я получил соответствующий документ, заставил, в буквальном смысле заставил сотрудников полиции поставить подпись, и на руках у меня имеется документальное подтверждение о том, что киприоты нарушили процессуальные нормы в отношении меня", - отметил Гасюк.

Не менее "впечатляющим" был путь домой. После унизительного обыска Александра приковали наручниками к сотруднику спецслужб, посадили в машину, окружили людьми в бронежилетах с автоматами. "Вот в такой "замечательной" компании я отправился в аэропорт", - рассказал он. Гасюк обратил внимание, что даже на рейсе до Дубая (там была пересадка) его сопровождали несколько кипрских силовиков, которые скрыто осуществляли фото- и видеосъемку. "На мой вопрос, зачем они это делают, ответа я не получил", - отметил Александр.

"Возникает вопрос, вообще зачем и кому всё это нужно? Вся вот эта глупость, которую они придумали и совершили. Ответ один. Это в интересах тех, кому нужно разрушить традиционно дружеские отношения между Россией и Кипром, испортить отношения не только на правительственном уровне, но и попытаться убедить киприотов, что основная угроза исходит от России", - полагает Гасюк. По его мнению, "этого никогда не получится, потому что рядовые киприоты уверены в том, что Россия и российский народ являются друзьями". "Об этом мне неоднократно и в частных беседах признавались даже сотрудники полиции. Говорили, что они вынуждены исполнять вот эти приказы, логику которых они сами не понимают и очень сожалеют о том, что они делают", - рассказал Гасюк.

Александр рад, что все закончилось. "Самое главное, я на родине, я в порядке. Моя семья со мной, мои товарищи со мной. Хотел бы выразить очень большую благодарность еще раз сотрудникам российского посольства и сотрудникам МИД, которые оперативно отреагировали на этот вопиющий случай, беспрецедентный для истории двусторонних отношений между Россией и Кипром, и в категорической форме потребовали от Никосии исчерпывающих объяснений относительно того, что произошло. Я очень бы хотел увидеть от киприотов эти объяснения", - отметил Гасюк, выразив надежду, что представители Кипра также найдут возможность извиниться перед ним.

Этот случай неспровоцированного применения силы против аккредитованного российского журналиста стал причиной вызова в МИД России посла Кипра в РФ Кипроса Йоргаллиса. Ему был заявлен "категорический протест в связи с неприемлемыми и провокационными действиями" в отношении аккредитованного в Никосии корреспондента "Российской газеты". посольства.

"Считаем абсолютно надуманными ссылки на неподобающую деятельность собкора "Российской газеты" и нарушение им административного режима пребывания на Кипре - тем более, на фоне демонстративно провокационного и жесткого поведения кипрских силовиков", - указали в МИД РФ, добавив, что "есть основания полагать, что к организации этой провокации приложили руку западные спецслужбы".

По словам официального представителя российского внешнеполитического ведомства Марии Захаровой, "Никосией были попраны все обязательства в отношении безопасности официально работавших в стране представителя СМИ и дипломата". Такое поведение кипрских властей она назвала "шокирующим своей противозаконностью".

Источник: Российская газета

Полная версия